Их роль в эмпирическом познании социальных явлений.

Как уже упоминалось в первой теме, в структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические исследования. Их называют ещё частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Социологическое исследование – это такая специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований, их «ядро», которая рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на особые методы и приёмы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Данное определение относится к любому социологическому исследованию, ко всем его разновидностям, отражая единство теоретического и эмпирического в них. Но нередко это понятие используется и в более узком смысле для обозначения лишь эмпирических социологических исследований, в которых наиболее рельефно проявляется своеобразие подхода социологии к изучению общества, его явлений и процессов. При этом часто упускаются из виду условность и относительность разделения теоретического и эмпирического в социологическом исследовании, поскольку эмпирическое опирается на теоретическую социологию и непосредственно включает в себя тот или иной теоретический материал (общесоциологические и специальные теории), определённое на этой основе теоретическое обобщение эмпирических данных и т.д.

Эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны с общесоциологическими теориями, так как эмпирические исследования, не сопровождающиеся общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений. В то же время теоретизирование, не подкреплённое знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизнеспособным.

Резко возросший в начале XX века уровень эмпирических исследований потребовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако аппарат фундаментальной социологии не подходил для изучения разнообразных социальных феноменов. В свою очередь фундаментальная социология испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошёл разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой – в появлении таких направлений получения знаний, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований значительно тормозило развитие социологии, мешало объединению усилий учёных. Выход из этого положения был найден в результате формирования ещё одного уровня социологического знания – теорий среднего уровня. Эти теории призваны обобщить и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. В теориях среднего уровня, где используются идеи и терминология, заимствованные из фундаментальных социологических теорий, сформирована система специфических понятий, применяемых только в данной области социологических исследований.

Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и процессов.

Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создаёт целый ряд неоспоримых преимуществ, главные из которых: возможность создания прочной теоретической основы для исследований отдельных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий; тесное взаимодействие с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества; демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, учёных и специалистов несоциологических областей знания.

В настоящее время теории среднего уровня прочно вошли в научную практику, одновременно они породили достаточно узкую специализацию социологов, например, появились социологи, которые работают только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их, делают теоретические выводы и создают модели только в пределах данных областей социологического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно непосредственно к эмпирическим данным.

Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества – от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. О методологической роли общесоциологических и специальных теорий в эмпирическом познании социальных явлений подробно говорится в учебном пособии В.В. Касьянова (Социология. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 62-68).

Прикладные социологические исследования, их категориальный аппарат и исследовательский инструментарий ориентированы на социальную практику, разработку и разрешение практических проблем социального управления. Они помогают осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому включают как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приёмы практического воздействия на поведение социальных групп, общностей, социальные структуры и процессы.

Прикладное исследование направлено на получение новых знаний о фрагменте социальной практики в интересах не только учёного, но и «заказчика», представляющего тот или иной социальный институт. Если социальную проблему нельзя решить на основе уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске дополнительной информации, в проведении эмпирического исследования. Прикладным называется такое эмпирическое исследование, которое выполняется «по заказу» с целью приложения его результатов к практическому решению социальной проблемы. Прикладное исследование, как правило, носит диагностический характер и привязано к конкретному объекту, конкретному месту и времени. Роль прикладного исследования в познании механизма действия законов развития общества описана в учебном пособии «Прикладная социология» под ред. Ю.С. Колесникова (Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С. 5-7).

Наши рекомендации