Провести сравнение логики социальных наук К.Поппера и методологию познания социальных явлений К.Маркса

Книга К.Поппера "Открытое общество и его враги", изданная массовым тиражом (при поддержке фонда Сороса), в благоприятный для нее исторический момент (момент критики марксизма) стала в свое время важным фактором внутрироссийской идеологической борьбы, а, следовательно, и фактором политики.

В конце XIX столетия появление прикладной социологии начинает оказывать обратное действие на математику — потребности статистики в обработке большого количества численных данных и резкое увеличение объема счетных работ в конце XIX века вызвали появление электромеханических счетных машин.

Другим источником влияния ньютоновской физики на социологию явилось развитие космологии и создание в 1796 году небулярной эволюционной гипотезы Лапласа. Следом, в середине XIX века, практически одновременно появляются гомологичные к ней в смысле логики научного развития эволюционные теории в биологии и социологии: естественного отбора Ч.Дарвина и исторического материализма К.Маркса. Маркс же был одним из первых социологов-инженеров. "Философы — писал Маркс, — лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". В личности Маркса ученый и инженер еще неразделимы, как, скажем, не были они разделены в лице Архимеда.

Возникновение инженерии — важный этап развития любой науки.

Так биолог, работающий в области чистой науки, в области фундаментальных исследований, может сказать о себе, что занимается генной инженерией. Аналогично и Карл Поппер считает успешным в социологии лишь метод частичной социальной инженерии. "Акцент на практическом технологическом подходе не означает, что надо отказываться от теоретических проблем, которые могут возникнуть при анализе практических проблем. Наоборот, одно из моих главных положений заключается в том, что технологический подход, видимо, поэтому и оказывается плодотворным, что порождает важные чисто теоретические проблемы". К.Поппер понимает под социальной инженерией и прикладные исследования и чистую теорию в той мере, в какой она, по его мнению, возможна.

Поиск же нового знания — вторичен. А потому и попытки К.Поппера обосновать ненаучность большой теории марксизма являются следствием исходной позиции. При тех исходных посылках, с которых начинал К.Поппер, он просто не мог прийти к другому выводу – поскольку холистская инженерия приводит к нежелательным последствиям, то она вредна. Но это не научное, а моральное обвинение. И хотя трудно ответить на вопрос — с какого момента инженерия перестает быть частичной и становится холистской, однако на практике холизм "объединяет свои усилия с историцистской идеологией", а историцизм — ненаучен. Доказательству этого утверждения и посвящена цитируемая работа К.Поппера.

Три главных обвинения предъявляет Карл Поппер Карлу Марксу — холизм, эссенциализм и историцизм.

При этом, К.Поппер инога применяет явно некорректные приемы. Столкнем между собой две цитаты из К.Поппера: "Для Маркса вполне извинительно, что он придерживался ошибочной веры в существование "естественного закона исторического развития" /.../ Однако на самом деле не может быть никакого эмпирического "закона эволюции". Существует специфическая эволюционная гипотеза, утверждающая, что жизнь на Земле развилась определенным образом. Вместе с тем универсальный, или естественный, закон эволюции должен был бы устанавливать гипотезу, касающуюся хода развития жизни на всех планетах (по крайней мере)." А вот годом ранее: "Притом, что законы Кеплера действительны только для планетных систем, их значимость не ограничивается Солнечной системой, в которой Кеплер жил и которую наблюдал." В одном случае аргумент против К.Маркса, и тогда — нельзя. В другом случае аргумент за К.Поппера, и тогда — можно.

Второе обвинение Поппера Марксу — методологический эссенциализм, согласно которому задача науки состоит в раскрытии и описании при помощи определений сущности вещей, то есть в постановке вопросов типа "В чем сущность свободы?", "Что такое электрон?", "Что такое государство?" Эссенциалистской же и метафизической считает К.Поппер теорию стоимости К.Маркса.

Однако обвинение в эссенциализме, по меньшей мере, странно. Поппер жил в середине XX столетия, когда уже произошла научная революция в физике, активно развивались теория относительности и квантовая механика, а потому и эссенциализм как методология был отброшен. Маркс же жил в XIX столетии, до этой революции, а потому и позиция его была эссенциалистской. Сам же К.Поппер отмечает эссенциализм Ньютона, и обвинять в эссенциализме К.Маркса — все равно, что обвинять И.Ньютона в том, что он жил в Англии XVIII столетия. Карл Поппер излишне эссенциалистски подходит к понятию эссенциализма.

Конфликт Поппер — Маркс явился важным этапом той научной революции, что началась в физике в первой половине XX столетия и практически сразу же привела к созданию конкурирующих школ в социологии. В результате взаимодействия этих школ современное научное видение мира устанавливается и в социологии под наименованием постмодернизм. И в этом несомненная заслуга этого конфликта.

Однако, фактически являясь одним из первых постмодернистов, К.Поппер полностью погружен в состояние до постмодерна. Утверждая плодотворность и научность своего подхода, он одновременно пытается опровергнуть научность подхода К.Маркса, полностью попадая под влияние логического кольца, когда исходная позиция "социального инженера" заставляет его отвергать “эссенциалистскую” позицию "социального физика" или, как называет ее К.Поппер, историциста.

Обвинение, выдвигаемое Карлом Поппером Карлу Марксу в том, что Маркс является не ученым, а пророком, и пророчества Маркса не являются научными прогнозами, не выдерживает критики. А потому сама работа Карла Поппера – Открытое общество и его враги – является не столько научным трудом, сколько идеологическим инструментом, созданным в рамках борьбы с Марксизмом уже не только как научным, но и социальным явлением. Она была создана в рамках общего наступления либералов на социальные завоевания человечества. Попытка совершить глобальный поворот человечества к либерализму является примером холистской социальной инженерии, против которой так выступает Карл Поппер. Таким образом, обвиняя других во всех «смертных грехах», К.Поппер сам страдает этими грехами в полной мере.