Какие виды интервьюирования?
Интервью – целенаправленная беседа с респондентом. Задача интервьюера (опрашивающего) состоит в том, чтобы максимально непредвзято и объективно зафиксировать ответы респондента, предусмотренные программой исследования. Преимуществ интервью перед анкетированием несколько, главные из которых – возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности респондента, ставить дополнительные, уточняющие, наводящие и другие вопросы.
Интервью применяют, во-первых, на стадии подготовки массовых анкетных опросов для уточнения области исследования и выносимых в анкету вопросов, а во-вторых, как самостоятельный метод сбора информации в исследованиях, не предполагающих больших выборок.
Виды интервью. По технике проведения различают формализованное и свободное интервью.
Формализованное (стандартизированное) интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Общение индивида с интервьюером строго регламентировано детально разработанным вопросником. В таком интервью преобладают закрытые вопросы. Поэтому ответы всех респондентов сравнимы и подвергаются классификации. Запись ответов производится либо самим интервьюером, либо с помощью записывающей техники. Такие интервью часто применяются при опросах общественного мнения по поводу каких-либо событий, в маркетинговых исследованиях при изучении потребительских предпочтений. Они могут применяться единожды, могут несколько раз с одними и теми же респондентами для определения устойчивости или изменчивости установок.
Свободное (нестандартизированное) интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его используют, чтобы определить причины, лежащие в основе человеческого поведения, а также для объяснения неожиданных результатов количественных исследований, например, расхождения результатов голосования с предвыборными прогнозами или для объяснения новых проблем, возникших в ходе исследования. Этот вид интервью относится к качественным методам исследования. По особенностям процедуры свободного интервью выделяют фокусированное и глубинное интервью.
Фокусированное интервью предполагает анализ субъективных впечатлений людей по поводу конкретных событий и явлений, участниками которых они были. Это может быть политический митинг, театральный спектакль или рекламная акция. В глубинном интервью (его иногда называют интенсивным, клиническим, самофокусирующимся) процедура опроса построена таким образом, чтобы дойти до «глубин» психики, до сферы бессознательного. Это позволит определить весь спектр оценок, смыслов, обстоятельств, связанных у респондента с изучаемым явлением. Человек не может четко определить причины своей приязни или неприязни к какому-либо политическому лидеру, политическому или общественному движению. Социолог задает ряд открытых вопросов, ориентированных на глубокое проникновение во внутренний мир информанта. Такой вид интервью является эквивалентом психиатрического интервью.
В зависимости от формы организации выделяют интервью по месту работы, учебы и по месту жительства. Интервью по месту работы и учебы целесообразно проводить, когда изучаются коллективы. Интервью по месту жительства предпочтительнее, если предмет опроса касается проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке.
ЧТО ТАКОЕ ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС?
Часто возникают ситуации, связанные с попыткой прогнозировать изменения того или иного социального явления или процесса. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования – экспертов. Полученная от них информация может быть использована для оценки состояния проблемы, прогноза тенденций ее развития, оценки степени достоверности показателей.
ЧТО ТАКОЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОС?
Этот метод связан с исследованием структуры межличностных отношений в малых группах и коллективах. Его же используют при измерении групповых характеристик – общих норм и ценностей, социально-демографических характеристик малой группы, групповой оценки личности. Для этого задаются вопросы, типа: «Кто из членов Вашей группы в большей степени обладает такими качествами, как…?», или «С кем хотел бы делать задание по теме….?» и т.п. Анализ социометрического опроса позволяет измерить степень сплоченности/разобщенности в группе, внутригрупповые объединения с их лидерами, выявить социометрические статусы индивидов группы по признакам симпатии/антипатии. Измеряются межличностные отношения по количеству положительных, отрицательных или безразличных выборов. На противоположных полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый». На основании полученных данных выстраиваются социограммы, позволяющие количественно описать структуру отношений в группе.