Каковы предпосылки появления социологии?

ВВЕДЕНИЕ

Среди социальных наук социология выделяется сложностью предмета изучения, большим объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества. По этой причине для изучающих социологию важно, прежде всего, знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями, так как обеспечивают более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что практически дает возможность управлять человеческим поведением, гасить конфликты, проводить реформы и инновации в организациях.

Предлагаемое учебное пособие задумано как сжатое изложение основ социологического знания. Оно не претендует на полноту и всеобъемлемость, и в этом смысле не может соперничать с академическим учебником по социологии. Авторы вовсе не стремились каждый раз исчерпать всю тему, они видели свою задачу в том, чтобы, познакомив студентов с основами и методикой раскрытия соответствующего вопроса, дать им направление для самостоятельного углубленного изучения указанных в пособии проблем.

Структура учебного пособия сохраняет целостность учебного курса социологи, что позволяет, по замыслу авторов, оптимально использовать ее, в частности, при подготовке к экзамену, контрольной работе, практическим занятиям – для систематизации и быстрого усвоения материала. Учебное пособие подготовлено на основании опыта преподавания социологии в МГТУ. В нем учтен порядок изучения гуманитарных и социально-экономических наук в данном вузе, при котором социология должна опираться на знание студентами истории, политологии, культурологи и готовить их к восприятию экономики, философии и права, других наук этого цикла.

I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ?

КАКОВЫ УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И

КАКОВЫ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ?

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями, которые она выполняет.

Как общественная наука, социология выполняет теоретико-познавательную функцию. Она направлена на изучение социальной реальности и проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, на выяснение сущности и природы человеческого поведения в определенных общественных условиях.

Мировоззренческаяфункция связана с формированием социологического сознания. Она помогает изучать жизнь во всем многообразии, способствует умению видеть причинно-следственные связи между социальными явлениям и предметно-преобразующей деятельностью людей.

Прогностическая функция связана с выработкой научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В кризисные периоды развития общества социология имеет возможность рассчитать вероятные потери и долгосрочные последствия выхода из кризиса, а также предоставить альтернативные варианты будущих процессов.

Прогностическая функция строится на базе диагностической.Ее целью является изучение состояния социальных институтов общества, недостатков и отклонений в их деятельности.

Практическая функция социологии связана с созданием социально-информационной базы для осуществления социальными институтами эффективной социальной политики, а также выработкой на основе теоретического и эмпирического анализа практических рекомендаций для оптимизации деятельности социальных структур.

МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Наиболее распространенными методами сбора информации являются социологический опрос, анализ документов, наблюдение. В процессе социологического исследования допустимо применение различных методов исследования.

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ К АНКЕТИРОВАНИЮ?

Анкетный опрос – один из основных видов социологического опроса, когда респондент в присутствии анкетера (если исследование обычное, очное), или в его отсутствие (если исследование заочное - почтовое, прессовое), отвечает в письменной форме на вопросы, предложенные в анкете.

К процедуре проведения анкетного опроса предъявляют определенные требования:

1. Опрос не может длиться белее 30-40 минут, дальше наступает утомление, что сказывается на качестве заполняемых вопросов.

2. Вопросы в анкете должны формулироваться максимально четко, однозначно, на понятном респондентам языке, лексически и грамматически корректно. При составлении вопросов необходимо учитывать культурный и образовательный уровень опрашиваемых (к примеру, опрос проводится среди пенсионеров). Они должны быть короткими (не более 10-12 слов), не включать в себя незнакомых для большинства опрошенных иностранных слов, технических терминов, сленга. Нельзя в один вопрос включать два, типа: «Что Вы думаете о телевидении и его вредном влиянии на детей?»; не содержать подсказок желательного ответа (как в приведенном примере о вредном влиянии телевидения на детей).

3. Если анкета большая, то вопросы группируются в смысловые блоки.

Вопросы анкеты различаются:

1. По содержанию – они обусловлены характером информации («Какие из антикризисных мер Вы одобрили бы в первую очередь?», «Можете ли Вы назвать политические партии или движения, которые в наибольшей степени способствовали бы установлению согласия в обществе?» и т.п.)

2. По форме вопросы делятся на:

· открытые – предусматривается свободная форма ответа (приведенный пример об отношении к телевидению)

· закрытого типа - формулируется вопрос, а к нему предлагаются варианты ответов с предложением подчеркнуть необходимый (например, «Укажите Ваш пол» и варианты к нему: 1. мужской; 2. женский)

· полузакрытого типа – к списку ответов добавляется вариант, типа: «иное, напишите», «другое, напишите»

· прямые– устанавливают наличие или отсутствие факта (например: «Часто ли Вас привлекает реклама меховых изделий?»)

· косвенные – некоторые вопросы нельзя задавать прямо, респондент может на него дать неискренний ответ, либо не дать вовсе: это вопросы, касающиеся личной жизни, доходов и некоторых других (к примеру, «Укажите размер Вашей заработной платы»). В таком случае формулируют косвенный вопрос, например, «Укажите средний размер доходов на каждого из членов Вашей семьи в прошедшем месяце», либо: «К какой категории граждан Вы себя относите по доходам?»: а) обеспеченные, б) среднеобеспеченные, в) малообеспеченные

· контрольные – для проверки уровня компетентности и искренности отвечающего (мужчина может заполнять вопросы, касающихся воспитания детей, а в паспортичке анкеты указывает, что он не женат).

Дизайн анкеты связан с определенными принципами построения анкеты. Начинается анкета всегда с введения (обращения). Указывается организация, проводящая опрос, формулируется цель исследования, инструкция по заполнению анкеты, гарантия анонимности. Затем идет основная часть, содержащая вопросы, и завершает анкету паспортичка или социально-демографический блок вопросов, содержащих персональную информацию о респонденте – пол, возраст, образование, семейное положение, подразделение, в котором работает или учится респондент, а также некоторые другие вопросы, обусловленные спецификой исследования.

Проводить сплошные опросы людей, чтобы выяснить их отношения к тем или иным вопросам нереально. Поэтому, социологи практически всегда прибегают к выборочным методам исследования. Суть выборочного методазаключается в том, что из общей численности (генеральной совокупности) отбирается ограниченное число людей, являющихся микромоделью генеральной совокупности. Эта группа называется выборочной совокупностью (выборка). Выборка должна в максимальной степени отражать важнейшие признаки генеральной совокупности (пол, образование, социальное положение и др.). Репрезентативным (достоверным) считается исследование, при котором отклонение по контрольным признакам в выборочной совокупности по сравнению с генеральной не превышает 3 - 5%. Расчеты выборок разные, они зависят от характера (однородности или неоднородности) изучаемого объекта. При небольшой генеральной совокупности (до 100 человек) проводится сплошной опрос, при опросе больших общностей в пределах 5 -10 %.

ЧТО ТАКОЕ ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС?

Часто возникают ситуации, связанные с попыткой прогнозировать изменения того или иного социального явления или процесса. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования – экспертов. Полученная от них информация может быть использована для оценки состояния проблемы, прогноза тенденций ее развития, оценки степени достоверности показателей.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОС?

Этот метод связан с исследованием структуры межличностных отношений в малых группах и коллективах. Его же используют при измерении групповых характеристик – общих норм и ценностей, социально-демографических характеристик малой группы, групповой оценки личности. Для этого задаются вопросы, типа: «Кто из членов Вашей группы в большей степени обладает такими качествами, как…?», или «С кем хотел бы делать задание по теме….?» и т.п. Анализ социометрического опроса позволяет измерить степень сплоченности/разобщенности в группе, внутригрупповые объединения с их лидерами, выявить социометрические статусы индивидов группы по признакам симпатии/антипатии. Измеряются межличностные отношения по количеству положительных, отрицательных или безразличных выборов. На противоположных полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый». На основании полученных данных выстраиваются социограммы, позволяющие количественно описать структуру отношений в группе.

III. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

КАКОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ?

Во всех обществах поведение человека не всегда укладывается в рамках социальных норм. Часто его поступки и модели поведения не соответствуют социальным ожиданиям, тому, что другие рассматривают как допустимое поведение. Такое поведение принято называть отклоняющимся, или девиантным(от латинского deviatio – отклонение).Девиация– это отклоняющееся и вступающее в противоречие с общепринятыми нормами поведение, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое.

Когда в социологии говорят о девиации, то чаще всего имеют в виду его оценочное определение. Различают негативноеотклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и позитивные отклонения, к которым относят различные формы социального творчества. А последнее, как форма новаторства неразрывно связано с нарушением существующих норм, типов деятельности (вспомним гонения властных структур на художников, музыкантов, литераторов времен СССР, чье искусство не отвечало принципам социалистического реализма). Этот пример показывает, что общество само решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Тем более что сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, являются недопустимыми в других (сравните положение женщины в христианских и мусульманских странах). Таким образом, можно говорить об относительности девиации, причина которого в неопределенности социальных ожиданий. С точки зрения общественной морали сквернословие, несомненно, девиация, а с точки зрения культуры определенных (чаще всего маргинальных) групп использование ненормативной лексики - норма. Это вовсе не означает, что такие явления, как убийство, кражи, насилие, психические извращения, жестокое обращение с детьми могут быть одобрены в современных обществах. Если под девиацией понимают несоответствие моральным нормам, то поведение людей в приведенных примерах не соответствуют правовым юридическим нормам; оно является уголовно наказуемым деянием. В теории девиации такой тип поведения называется делинквентным.

Отклонение от социальной нормы всегда вызывается социальными причинами. Э. Дюркгейм считал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку она способствует осознанию границ дозволенного и побуждает людей к подтверждению своей приверженности моральному порядку. Дюркгейму принадлежит идея аномии(от франц. anomie - беззаконие, безнормность) – такое состояние общества, в котором часть людей, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или равнодушно и часто перестают их выполнять. Эта проблема, по мнению ученого, порождена переходным состоянием общества – перехода от традиционного, аграрного общества, где господствует коллективное сознание и установлены строгие границы тому, чего законно мог добиваться индивид, к обществу современному, промышленному, где уже подорваны основы коллективного надзора и усиливается свобода и индивидуализм личности. В периоды быстрых общественных изменений, когда возникают новые контрактно - экономические отношения, люди перестают ориентироваться в том, что институционально разрешено, а что нет. Твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения людей размываются. Это сопровождается дестабилизационными процессами, неустойчивостью социальных связей. В такие периоды резко усиливается уровень отклоняющегося поведения. Это состояние социальной аномии и девиации можно без труда проследить на примере постсоветской России.

Американский ученый Р. Мертон применил теорию аномии к анализу современной ему Америки. Он выделил два элемента социальной и культурной структуры. Первый связан с определением культурно предписанных целей, общих для всего общества (для Америки, например, такая социально значимая цель – стремление индивидов к высокому материально-денежному успеху). Второй элемент связан с определением социально приемлемых способов достижения этой цели (автор называет их институализированными средствами). Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь почти «предписанной» каждому человеку цели институализированными, правовыми способами.

Автор рассматривает пять типов приспособления индивидов к существующим в обществе культурным целям и нормам.

Первый тип – конформность – это такой тип приспособления и поведения в обществе, когда для достижения общественно-предписанной цели используются легитимные средства ее достижения. Конформистское поведение является обязательным условием в сохранении стабильности и преемственности в развитии общества. Чем успешнее общество в экономическом развитии, тем более распространен этот тип поведения. Конформность не сопровождается аномией и девиацией.

Второй тип приспособления назван Р. Мертоном инновацией. Инновация есть следствие несовпадения элементов ценностно-нормативной структуры общества и институализированных средств достижения цели. Она возникает тогда, когда достижение желаемых целей невозможно реализовать правовыми способами. Мертон говорит, что «обращение к законным способам «добывания денег» ограничено классовой структурой на всех уровнях не полностью открытой для способных людей. Несмотря на широко распространенную идеологию «открытых классов», продвижение к «цели – успеху» является сравнительно редким и значительно затруднено для людей, имеющих формально низкое образование и незначительные экономические ресурсы» Чтобы достичь желаемого, часть этих людей готовы идти на риск и преступления.

«Ритуализм». Он связан с отказом от культурных целей при безусловном следовании институциональным нормам; их соблюдение становится почти ритуальным. Этот тип поведения распространен в условиях острого беспокойства индивидов по поводу своего статуса, (к примеру, боязнь увольнения). Один из способов уменьшения этого беспокойства – снижение уровня притязаний, по принципу: «Не ставьте высоких целей - не будет разочарований».

Ретритизм – бегство от действительности. Это отказ как от социально-значимых целей, так и от одобряемых норм поведения. К ретритистам Р. Мертон относил алкоголиков, наркоманов, бродяг – т.е. подлинных «чужаков», не разделяющих общие ценностные ориентации и чье поведение не соответствует институализированным нормам.

Последняя форма приспособления к существующим в обществе нормам – мятеж. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых обществом, но при этом предлагаются новые цели и нормы, которые устанавливаются исключительно в борьбе. Это наиболее радикальный способ адаптации, когда существующее общество по многим параметрам исчерпало себя – как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ И БРАК?

Семья и брак относятся к тем явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая современным обществом, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Семья представляет собой социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и строят совместную жизнь на основе экономического сотрудничества и заботы о детях. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. Понятия «семья» и «брак» в социологии тесно связаны между собой и переплетены, но не тождественны. Брак всегда остается только социальным институтом, а семья сочетает в себе черты социального института и малой социальной группы.

Как социальный институт семья обладает моральным и правовым узаконением, общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками (например, между братьями и сестрами). При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье. При анализе семьи как малой социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, стремятся, иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.

Современная социология классифицирует исторические формы брака по нескольким основаниям.

1. В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают моногамию (брачный союз одного мужчины и одной женщины) и полигамию (брачный союз более чем двух партнеров). Разновидностью полигамии были полигиния (многоженство), полиандрия (многомужество) и различные формы группового брака (брачный союз нескольких мужчин с несколькими женщинами).

2. В зависимости от способов выбора брачного партнера различают брак экзогамный, когда член группы обязан выбирать брачного партнера вне своей группы, и брак эндогамный, когда возможный выбор супруга ограничивался рамками своей собственной группы. Первоначально границы «своей группы» совпадали с границами рода или племени, а затем, по мере развития общества, постепенно расширялись до рамок этнических, расовых, религиозных, сословных, территориальных, классовых общностей.

Классификация исторических типов семьи также производится по различным основаниям.

1. По родственной структуре семья может быть нуклеарной и расширенной. Нуклеарная семья включает в себя только два поколения – родителей-супругов и их детей и является формой моногамного брака. Расширенная семья включает в себя три и более поколений, которые, проживают совместно и ведут общее хозяйство.

2. По структуре распределения власти между супругами выделяют семьи, в которых главные решения единолично принимает один из супругов (патриархальные, матриархальные), и эгалитарные, в которых жизненно важные решения принимаются супругами совместно.

3. По месту жительства различают семьи патрилокальные (супруги живут в семье родителей мужа, ведут с ними одно домохозяйство), матрилокальные (супруги живут в семье родителей жены) и неолокальные (супруги живут отдельно от родителей). Семья, характеризующаяся как нуклеарная, эгалитарная, неолокальная, является формой семьи, наилучшим образом приспособленной к современному индустриальному обществу.

Семья выполняет определенные функции, отражающие как социальную значимость семьи, так и ее индивидуальные потребности в различных сферах. Важнейшими традиционно считаются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная функции.

Репродуктивная функция. Если общество хочет сохранить себя, оно должно воспроизводить новых членов. И общество обычно стимулирует своих граждан к деторождению. Современная демографическая ситуация в России вызывает озабоченность: происходит снижение рождаемости, старение населения, увеличивается число однодетных и бездетных семей, растет внебрачная рождаемость.

Воспитательная функция (функция первичной социализации). Эта функция тесно связана с репродуктивной. Семью нельзя заменить никакими социальными институтами, она жизненно необходима для нормального, полноценного развития ребенка. Для естественного формирования многих социально значимых качеств ему необходимы внимание, забота, тепло, непосредственный эмоциональный контакт, прежде всего с матерью и с взрослыми. Семья играет роль главного передатчика культурных норм общества, связывает индивида с «большим» миром.

Хозяйственно-экономическая. Эта функция характеризуется следующими аспектами семейных отношений: ведением домашнего хозяйства, составлением и использованием домашнего бюджета, организацией семейного потребления, проблемой распределения домашнего труда, поддержкой и опекой над престарелыми и инвалидами и т.д.

Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Семья должна быть «оазисом» спокойствия, уверенности, безопасности, психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетичные моменты, организацию семейного досуга и отдыха, общую культуру семейных отношений.

Социально-статусная. Семья дает индивиду статусы, которые ориентируют его на множество межличностных отношений, включая отношения с родителями (родитель – ребенок), с братьями и сестрами, с родственниками (тетями, дядями, бабушками и дедушками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к конкретному сообществу людей.

V СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

И КАКОВЫ ЕЕФУНКЦИИ?

Крупные социальные группы, возникающие для достижения определенных целей, образуют социальные организации.

Понятие «организация» в социологии используется в трех смыслах:

1. Так называется искусственное объединение, предназначенное для выполнения определенных, четко обозначенных функций; в этом смысле организация выступает как социальный институт (например, предприятие, фирма, учреждение, организация).

2. Этот термин может означать определенную деятельность по организации работы, включающей в себя распределение функций, координации, контроля и т.п. В данном случае подразумевается присутствие фигуры организатора и в этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».

3. Это понятие содержит характеристику степени упорядоченности какого-то объекта и предполагает структуру, строение, тип связей (организованные и неорганизованные системы, формальные и неформальные организации).

Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, направленную на достижение определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных норм взаимодействия. И в этом плане социальная организация выступает как искусственно созданная общность людей, занимающее институционально заданное место в структурах общества.

Социальная организация имеет ряд основных признаков:

· целевая природа

· совместная деятельность

· программа деятельности

· формальная (административная) система

· иерархия управления

· распределение должностных функций

· коллективная идентичность

· штат сотрудников

· нормативное регулирование деятельности и поведения

· процедура перемещения (или замещения) участников

организации

Остановимся на ряде основных характеристик социальной организации.

Во-первых, миссия организации. Миссия – основная цель, четко выражающая причину существования организации. На основании миссии организации формулируются не только общие цели организации, но и функциональные цели ее структур и подразделений.

Во-вторых, организация – иерархически выстроенная система. Иерархия означает централизацию – управления, функций, должностей. Иерархическое строение – это сложная мозаика отношений, которые проявляются также еще в таких понятиях, как лидерство, престиж, служебная карьера, вознаграждение, санкции и т.п.

В-третьих, организация выступает, как система организованного, а, следовательно, социального неравенства. Она проявляется в упорядоченных взаимоотношениях между участниками организации и основывается на отношениях власти и подчинения (вертикаль отношений). Подсистемыорганизации функционируют как управляемые и управляющие.

В-четвертых, организация выступает как устойчивая система. Она обеспечивается механизмами внутренней стабилизации, основанной на совместной деятельности. Когда люди длительное время взаимодействуют, у них возникают стабильные партнерские отношения, появляется идентичность установок. Благоприятная внешняя среда организации - потребители, поставщики, конкуренты, состояние экономики страны и т.п. также способствует ее устойчивости.

В-пятых, организация выступает как безличная структура связей и норм. Обезличенность связей происходит: 1) на уровне индивидов (не личность, а должность), 2) на уровне отношений (руководитель – подчиненный), 3) на уровне групп (организация – подразделение). Организация рассматривается как закрытая система, не зависящая в своей структуре от индивидов, работающих в ней. Успешность работы организации во многом определяется тем, как удается объединить интересы индивидов вокруг целей организации.

В-шестых, организация выступает как, самодостаточная, самоуправляющая система. У нее есть название, устав, сфера деятельности, регламент работы, штат сотрудников.

Организация, как и любой социальный институт, имеет определенные функции, выполнение которых является необходимым условием ее развития.

Американский ученый Ч. Бернард выдвинул двух- функциональную систему, в которой выделил целевую (продуктивную) и социальную функции организации. Причем, последняя была направлена одновременно на обеспечение интеграции элементов внутри организации, ее адаптации к требованиям внешней среды. Р. Мертон разделял взгляды Ч. Бернарда и считал, что эти функции необходимы для выбора стратегии, их невыполнение может привести к серьезным сбоям в деятельности организации. Р. Мертон обратил внимание на возникновение организационных дисфункций – неизбежных побочных, негативных явлений в рациональной деятельности организации. Дисфункции являются результатом ошибочных, непродуманных решений и действий руководителей, а также сложности строения и напряжения в многофункциональной организации.

Выделяют несколько типов организаций:

Предприятия, фирмы Учреждения Силовые и правоохра-нительные Общественные
Производственные Финансы Армия Профсоюзы  
Торговые Образования МВД Политические партии
Обслуживания Медицина ФСБ Добровольные  
  Наука Суд и прокуратура   Религиозные
Культура Пенитенциарная Система  

VI. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

Типология обществ.

Классификация основных типов обществ

Основания типологии Типы обществ
Способ получения средств к существованию обществ (Г. Ленски, Дж. Ленски) · Живущие охотой и собирательством · Садоводческие и аграрные · промышленное
Способ производства (К. Маркс) · Первобытное · Рабовладельческое · Феодальное · Капиталистическое · Коммунистическое
По типу социальной организации (Ф. Теннис) · Гемейншафт (община) · Гезельшафт (общество)
Степень развития технологии и знания (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер) · Доиндустриальное · Индустриальное · Постиндустриальное
Степень изменения и развития (К. Поппер) · Открытое · Закрытое
Наличие или отсутствие письменности · Дописьменные · Письменные
Число уровней управления и степень социального расслоения общества · Простые · Сложные
Господствующая в обществе религия · Христианское и его виды · Мусульманское · Индуистское и др.
Господствующий в обществе язык · Англоязычное · Русскоязычное · Франкоязычное

Социологи создали множество моделей классификации общества. Существуют два основных подхода к истории человечества.

Первый – восприятие всемирной истории как единого процесса поступательного, восходящего развития человечества.

Второй подход к истории общества воспринимает историю как совокупность самостоятельных общественных образований, между собой не связанных.

В русле первого подходарассматриваются формационная теория К. Маркса и теории индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер)

КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЙ ДОИНДУСТРИАЛЬНОГО, ИНДУСТРИАЛЬНОГО И ПОСТИДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА?

Во второй половине ХХ века получили широкое признание теории индустриального и постиндустриального общества.

Общество, по мнению авторов теории индустриального общества Р. Арона и У. Ростоу, проходит две стадии – доиндустриальное и индустриальное. Под доиндустриальным (или традиционным) понимается общество с аграрным укладом и преобладающим натуральным хозяйством. Для традиционного общества характерны низкие темпы развития производства, инертность и невосприимчивость к новшествам. Этому обществу соответствует сословные и малоподвижные социальные структуры, традиционные способы социокультурной регуляции – нормы, институты, обычаи считаются незыблемыми. В этом обществе отсутствуют права и свободы личности. Индустриальное общество имеет мощное машинное производство, развитую систему коммуникации и социальной мобильности, основополагающим становится признание прав и свобод человека.

Авторы сформировали ориентиры развитого индустриального общества:

1. В сфере организации производства – частное предпринимательство.

2. В сфере организации обращения – рыночное хозяйство, не обременяющее себя при решении экономических проблем социальной ответственностью.

3. В сфере политических отношений – правовое государство и гражданское общество.

4. В сфере демократии – равномерное распределение исполнительной, законодательной и судебной власти как барьер авторитаризму и тоталитаризму; плюралистическая демократия на основе политического консенсуса социальных групп.

5. В сфере государства – обеспечение закона и порядка, осуществление эффективной социальной политики.

6. В сфере социальной структуры – приоритет технико-экономических структур общества (профессиональных, стратификационных).

7. В сфере потребления – создание общества потребления

8. В сфере отношений народов и культур – конвергенция (лат. – схождение, сближение) как движение к консенсусу на основе деидеологизации и компромиссов.

Одним из основоположников теории постиндустриального обществаявляется Д. Белл. Он утверждает, что в промышленно развитых странах в последней четверти ХХ века формируется постиндустриальное общество. Им сформулированы пять исходных измерений нового общества:

1. Переход от товарного производства к экономике обслуживания.

2. Господствующее положение в обществе класса профессиональных и технических специалистов.

3. Главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и формулирования политических принципов в обществе.

4. Создание новой «интеллектуальной технологии».

5. Возможность саморазвивающегося технологического роста.

Смена технологического базиса сказывается на всей структуре социальных связей. Основными ресурсами в постиндустриальном обществе становятся знания и информация. Меняется структура занятости, соотношение профессиональных групп. Уменьшается число рабочих, занятых в материальном производстве, возрастает удельный вес людей, занятых в сфере обслуживания. По мнению автора теории, общество может считаться постиндустриальным, если в секторе обслуживания занято более половины всех трудящихся, а суммарная стоимость оказываемых услуг составляет более половины валового продукта страны. Важнейшей переменой в новом обществе следует считать быстрый рост профессиональных и технических специалистов с высшим образованием. Информационные технологии захватывают важнейшие сферы жизни: промышленную военную, политическую. Новое общество порождает иные системы ценностей, на первое место выдвигаются не знатность происхождения, а знания и личные заслуги человека. Ведущие позиции теперь занимают группы, владеющие собственностью на информацию. В своих действиях люди ориентируются на работу со структурами знания и сигнальными системами, обработку информации, научное прогнозирование. А это, в свою очередь, изменяет само содержание труда, он все больше становится творческим.

Теория постиндустриального развития получила дальнейшее развитие в концепции «трех волн» А. Тоффлера. В книге «Третья волна» он выделяет три стадии развития человечества.

Первая волна перемен - сельскохозяйственная цивилизация (до XVII в). Ее основа - земледельческие общества, основанные на «производстве для потребления». Это общество строится на простом разделении труда, сословном делении, авторитарной власти.

Вторая волна перемен – индустриальная цивилизация (до настоящего времени), она основана на «производстве для обмена». Ее технологическая основа – машинное производство, разделение и специализация труда. Произошло повышение ур

Наши рекомендации