Общество как система. Типология социальных систем
Одним из основных понятий социологии является понятие «общества». В современной теории обществом называют системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей. По своему характеру и строению общество - сложноорганизованная система органического типа, социетальная система, включающая в себя все виды социальных систем. Она характеризуется структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством и эволюцией.
Стремление социологов увидеть за культурным многообразием человеческой истории определенную логику приводит их к созданию различных классификаций, позволяющих выделять различные типы социокультурных систем. В основу таких типологий могут быть положены различные критерии.
Так, в марксизме принято выделять рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический периоды социального развития, или общественно-экономические формации. Здесь основанием периодизации выступает форма собственности на средства производства. Другая типологизация социальных систем, связанная с именами Дж.Фурастье, Р.Арона, Д.Белла, в качестве основы также рассматривает экономическую сторону жизни, но акцент делает на характере труда, выделяя доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный труд и соответствующие ему типы обществ.
Характер взаимосвязи системы и среды является основой еще одной типологизации, а именно, выделения открытых и закрытых социальных систем. В данном случае социологи используют понятия, которые разрабатываются в естествознании. В естественных науках открытые системы описываются как незамкнутые, они постоянно обмениваются с внешней средой не только энергией, но и веществом, находятся в состоянии подвижного равновесия с нею. Закрытые системы замкнуты, изолированы, они не обмениваются с внешней средой ни веществом, ни энергией, и постепенно приходят в состояние "застоя". Из него они не могут выйти, поскольку ни внутренних, ни внешних источников, изменения этого состояния нет. Такие системы безжизненны и не способны к развитию. Аналогичным образом социальные системы, находящиеся в относительной изоляции от внешней социальной среды, неизбежно начинают переживать процессы, свойственные закрытым системам, что может привести к социальным кризисам.
Известный английский философ и социолог Карл Поппер использовал понятия открытого и закрытого общества для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. "Закрытым" он назвал магическое, племенное или коллективистское общество, застывшее на достигнутой стадии развития, догматическое и авторитарное. Примерами такого общества наряду с древними племенами могут служить (в приближении) античная Спарта, Пруссия, царская Россия, нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма. "Открытым" - общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения. Оно сравнительно легко изменяется и приспосабливается к обстоятельствам внешней среды, для его граждан характерно рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм, ответственность за свои поступки. Его примерами являются западные демократии. Переход от закрытого общества к открытому, по мнению Поппера, является одной из глубочайших революций, через которую прошло человечество, и который остается основной магистралью всемирной истории.
Широко известна типология социокультурных систем, в основание которой положены религиозные и этические установки людей той или иной эпохи. Одним из первых этот подход использовал немецкий социолог М.Вебер в своих исследованиях религии. Он считал возможным выделить три наиболее общих способа отношения к миру, предопределяющих направленность жизнедеятельности людей. Первый связан с конфуцианским и даосистским типом религиозно-философских воззрений. Вебер определил его как приспособление к миру. Второй - с индуистским и буддистским, он был определен им как бегство от мира. Наконец, третий - с иудаистским и христианским типом религиозности, его Вебер определил как овладение миром. В каждом из этих способов отношения к миру заключен, как в зародыше, соответствующий образ и стиль жизни людей.