Понятие общества. Общество как социокультурная система. Типология обществ.

Термин общество — многозначен и используется в нескольких смыслах. Прежде всего общество — это означает все человечество. Тем самым отделяя человечество от природы как таковой, так и от неживой природы. В работах Сорокина этот термин отделяет человечество от природы и от популяций сообществ различных животных видов.

Кроме того, общество — обозначает какой-либо народ (русский, американский). В этом случае под обществом понимается территориально-государственное образование, которое отличается от других территориально-государственных образований различными характеристиками. Эти два смысла, два словоупотребления равнозначны понятию «социум».

Однако понятие «общество» (но не как социум) используют для обозначения: когда говорят о «высшем обществе», «аристократическом обществе» и для обозначения добровольных объединений по поводу удовлетворения каких-либо социальных потребностей, например — общество садоводов, рыболовов-любителей и т.д.

Социология применяет понятие общества в первых двух смыслах, синонимом которых является социум. В этом смысле общество — это такое объединение людей, в котором происходит постоянное и устойчивое взаимодействие между людьми в исторически сложившихся формах.

Существуют обязательные условия продолжительного существования и развития социума. Такими условиями или факторами являются:

· общность территории: как правило общество формируется тогда, когда исторически сложится и обозначится граница, в рамках которой общество функционирует (к народам, проживающим дисперсно, например цыганам, или ведущим кочевой образ жизни — к ним понятие общества не применимо);

· целостность и устойчивость;

· самовоспроизводство и саморегулируемость. Причем самовоспроизводство означает не только биологическое воспроизводство, но и способность к созданию, сохранению и развитию общих черт жизни, быта, культуры, сознания. Саморегулируемость обеспечивается прежде всего государственными структурами, законами, а также нормами религии и морали;

· такой уровень развития культуры, который выражается в выработке норм поведения и ценностей общих для данного общества и отличающих их от других.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое).

Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например мусульманское общество) или языка (например франкоязычное общество). Существует классификация по способу добывания средств к существованию.

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой подход, рассматривавший историю о развитии как смену трех стадий человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное. Индустриализация — это социальный процесс, который характеризовал превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий.

Поппер – немецкий социолог середины 20в выделял 2 типа современного общества: открытое и закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).

9. Общество с позиций социального детерминизма, функционализма, индивидуализма.

На протяжении всей истории социологии важнейшей проблемой являлась проблема определения что же такое общество.

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

1. По Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.

2. С точки зрения Маркса общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

3. Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства.

4. Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а особенно современное, — сложно структурировано, но является целостной системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным.

Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.

Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющие собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему.

Существует несколько интерпретаций структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:

1. Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее определенное количество людей, то структуру общества можно представить как систему групп, классов, общностей. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно), а связаны в социальную систему — целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

2. Кроме того, в обществе, как в системе, выделяют подсистемы или сферы. Таковыми являются экономическая, политическая и социальная подсистемы. Каждая подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов, выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных потребностей.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть, и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают различными качествами. Но не зависимо от выделяемых элементов, главное то, что общество — представляет собой целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации, социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:

1. Они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);

2. Они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;

3. Они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.


Наши рекомендации