Социальная сфера жизни общества. Общество как система социальных отношений

Рассмотрим, как развивалась современная философия. В Греции во времена Платона и Аристотеля было полисное устройство – союз мелких государств. Там начала появляются борьба соц. сил. Платон считал, что идеальное общество должно состоять из 3 сословий: 1.низшее (ремесленники, земледельцы); 2.воины; 3.управляющие (мудрецы и философы). Эти три сословия комплектуются в связи с преимущественным складом души (три части души). У правителей доминирует разум. У воинов – эмоциональная составляющая души. Платон считал, что корень соц. неурядиц в обществе – это частная собственность на средства производства. Аристотель рассматривал вопрос о том, что лежит в основе общества. Он считал, что в его основе лежит соц. природа человека, так как человек – это общ. политич. животное. Аристотель считал, что наилучшей формой власти явл. монархия, аристократия, полития. Монархия может превратится в монархию, когда монарх заботится только о своих интересах. Аристократия может превращаться в ампархию. Полития тоже может превращаться в некое «уродливое» управление. В средние века выработалась концепция о церкви. Церковь – это град небесный на Земле (по Августину), а град земной образуют люди, кот. на первое место ставят плотские удовольствия. В новое время формируется представление, объясняющее существование общества естественными причинами. Мыслители нового времени – М.Макиавелли, Спиноза. В концепциях общества есть различия. Одни философы считали, что люди раньше боролись между собой и, чтобы не уничтожить друг друга, они объединились в общество. Гос. институты – это результат общ. договора между людьми. Возникли и другие концепции: общество понимается как определ. живой организм, в котором правительство выполняет функции разума. В немецкой клас. философии разрабатывается идея закономерности. У Гегеля эта закономерность связана с развитием мирового разума. Возрастает степень свободы людей. На основе этих концепций сформировалась марксовская концепция развития социума.

Философские вопросы антропосоциогенеза.

Антропосоциогенез – это переход от биологической формы движения материи к социально организованной, его содержание – возникновение и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление эволюции. Центральный вопрос антропосоциогенеза – проблема движущих сил и закономерностей. Т. К. движущие силы эволюции не фиксируются, изучать их можно только в действии, то есть в данный момент на основе экстраполяции. Общая картина антропогенеза реконструируется на основе неполных и в географическом и в хронологическом отношении данных, пробелы в которых восполняются более или менее вероятными гипотезами. Из-за отсутствия прямых данных о характере общественных отношений в начальную эпоху человеческой истории мы можем основываться только на косвенных данных. Но если даже прямые данные можно интерпретировать по-разному, то тем более это относится к косвенным. Любая более или менее детальная реконструкция процесса социогенеза неизбежно является гипотетической. Понятийный арсенал теории антропосоциогенеза изобилует набором понятий, нуждающихся в уточнении и основательном анализе, их условность и метафоричность тормозит развитие теории. Для того, чтобы мыслить начало человеческой истории как явление, качественно отличающееся от современности, надо либо создать для древнейшего прошлого набор специальных понятий и терминов, которые исключали бы применение привычных нам слов и более адекватно отражали объект, либо же примириться с тем, что всякое общее понятие будет употребляться в самых различных, часто противоположных смыслах. Оба варианта крайне неудобны: первый приводит к тому, что исследователь создает громоздкие неопределенные термины, которые вносят больше путаницы, чем смысла, и редко выходят за рамки данной работы специалиста; второй приводит к тому, что все теоретические дискуссии о первобытности становятся в большой мере спором о словах, которые разные ученые применяют и толкуют по-своему.

Антропосоциогенез – это переходное состояние материи. Существует два подхода к проблеме закономерностей переходных состояний: 1) Переходные состояния определяются совокупностью законов как исходной, так и более высокой формы движения, при условии сохранения каждым из законов своей природы и своей области влияния. С этих позиций антропосоциогенез рассматривается как процесс, находящийся под контролем закономерностей, различных по своей природе: социальных и биологических ; 2) Существуют особые закономерности переходного периода как специфические закономерности антропосоциогенеза.

Встает проблема развития и смены движущих сил эволюции . Этот процесс обусловливается возникновением, становлением, развитием и исчезновением определенного круга явлений и выражается в расширении или сужении сферы действия закона, изменение степени доминирования его в контроле развития данного объекта или процесса Важность рассматриваемых в данной работе проблем в том, что исследование эволюционной истории человечества формирует общемировоззренческие ориентиры сегодняшнего дня и развивает представление о будущем человечества.

Наши рекомендации