Билет №3 Позитивистская социология О. Конта
Билет №5. Классический этап в развитии
Социологии. Социально-философская
Теория марксизма
Вторая половина XIX — первые десятилетия XX в. стали для социологии классическим этапом, который характеризуется ее институционализацией, т. е. окончательным самоопределением, созданием классических парадигм (научно-теоретических моделей), ставших фундаментом социологии, выделением специальных социологических теорий. Временные рамки этого этапа не бесспорны. В литературе классический этап социологии иногда начинают с О. Кон-та, довольно часто сК. Маркса, но следует учесть, что социологическое прочтение Маркса — как основоположника социологии, теоретика социального отчуждения — было дано впоследствии (в период «марксистского ренессанса» 1960-х гг.) неомарксистами Франкфуртской школы, существующей с 1930-х гг. А Герберта Спенсера, по времени идеально вписывающегося в классический этап, иногда вместе с Контом относят к «протосоциологии» (предсоциоло-гии), считая, что эти ученые поставили, но не решили задачу перехода от умозрительной к верифицируемой, т. е. проверяемой, доказуемой теории.
Еще одна линия в развитии социологии связана с социально-философской теорией марксизма,ее концепциями общественно-экономической формации, базисаи надстройки, классовой борьбы, социальной революции.Карл Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) еще с1840-х гг. проводили, в связи со своей теоретической работой, конкретные социологические исследования (анкетирование, наблюдения, анализ официальных документов и периодической печати) — о немецких виноделах, о положении рабочих на английских предприятиях и др. (например, работа Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» 1845 г., которая является одной из первых в науке попыток конкретного социологического исследования, объединившего богатые эмпирические данные с масштабными теоретическими выводами). Как"отмечал Ф. Энгельс, научные подходы Маркса и ею самого включали собственно социологическую компоненту, статистическую оценку социального процесса и его законов.
Главным фундаментальным трудом К. Маркса, в котором материалистическое понимание истории получило всестороннее развитие, является четырехтомный «Капитал» (1843—1883 гг.). А впервые материалистическое понимание истории, как целостной конструкции, было разработано в совместной работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1846 г.). Марксистское материалистическое понимание историиисходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной системы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.
Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения— это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результата — государственный строй и т. п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения (надстройка).
Обосновывая материалистическое понимание истории, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и прежде всего производительными силами;что с их изменением меняется способ производства,а вместе со способом производства — все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества.
Анализ производственных отношений дал им возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни; объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.
С созданием теории общественных формаций, разработанной Марксом, появилась возможность рассматривать каждую стадию общественного развития в ее реальной целостности как особый социальный организм. Общественная формация — основа того общественного бытия, которое, с одной стороны, определяет сознание, характер содержания социальной деятельности людей, а с другой, — сама является ее результатом. Переход от одной общественной формации к другой объясняется теорией конфликта, высшим проявлением которого является классовая борьба и социальная революция (работы Маркса: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», 1852 г.; «Гражданская война во
Франции», 1871 г.; «Критика Готской программы», 1875 г.; работа Энгельса «Крестьянская война в Германии», 1850 г.).
Социальный детерминизм Маркса — это одна из теорий, объясняющих процессы взаимодействия общества и личности. Она противостоит рассуждениям об обществе и личности вообще. Так, «пороки» общества детерминируются не «испорченностью» человеческой природы, а самим обществом.
Признание объективной неизбежности исторического процесса перехода общества от одного качественного состояния к другому не означает отрицания сознательной деятельности, участия людей в ломке старых и создании новых общественных отношений. Напротив, научное понимание объективных закономерностей развития и функционирования общества создает предпосылки для действительно созидательной, целеустремленной деятельности человека.
В 1884 г. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой применил материалистическое понимание общественной жизни к истории первобытного общества. Эта работа Ф. Энгельса является значительным вкладом в развитие материалистически трактуемой антропологии.
Роль К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии социологии еще требует уточнения и переосмысления, освобождения от идеологических подходов и предубеждений.
Макса Вебера
М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия,применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».
В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты — право, государство, религия и т. д. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество первичнее составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Без этого введения, т. е. ориентации на другое действующего лицо или социальные институты общества, его бы теория осталась классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации на другого». В этой «ориентации на другого» получает свое «признание» и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д. Отсюда «признание» — «ориентация на другого» — становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.
Социология, ззр Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей — необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечал Вебер.
Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.
Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.
1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели и т. д.
2. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловно собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.
3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.
4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.
Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.
Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности,нашедшая свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализация труда, денежного обращения и т. д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
Функции социологии
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическуюи идейно-воспитательную.Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.
Реализация теоретико-познавательной функциипозволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.
Практически-политическая функциясоциологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.
Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому еще выделяются такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).
Идейно-воспитательная.Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы, слои и группы широко используют социологические исследования и их результаты (нередко в средствах массовой информации) для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых целей и интересов, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.
Основные элементы культуры
Знаки и символыпредставлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык— это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.
Ценности— это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Правила— регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
А социальные нормымогут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями.К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями(например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.
Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки— это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).
Манеры— внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Манеры составляют этикет. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.
В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай— традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции— элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к наруйению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое жашреклонение перед традицией порождает консерватизм ж застой в общественной жизни. Традиция— все то, что унаследовано от предшественников.
Ритуал, Обряд.
Билет №3 Позитивистская социология О. Конта
Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология», неожиданно резко противопоставил новую дисциплину философии. Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей факторов, их функционирования в рамках больших целостно-стей, больших систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Социологическая теория Конта состоит из двух частей: «социальной статики»и «социальной динамики».Основной интерес французского мыслителя направлен на динамику. Первичный фактор социальной динамики — духовное, умственное развитие. К вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и пробуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека.
Предметом исследования О. Конта было общество, неразрывно связанное с послереволюционной ситуацией в социальных отношениях, в сфере порядка и прогресса. Это напряжение, которое тогдашняя общественность воспринимала как два вида закономерностей «естественной» системы общества, представленных как две части социологии — социальная статика и социальная динамика. Социальная статика имеет дело с порядком, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности. Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи и общества. Семейные отношения и разделение труда — это основные отношения общественного порядка. Общественный консенсус в теории Конта — «основная идея социальной статики». Основной же закон социальной динамики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъем духа вызывает — в силу всеобщего консенсуса — соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях — искусстве, политике, промышленности. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр
социальной эволюции. Развитие и состояние общества, по , Конту, определяют не материальные изменения, а духовно-моральные условия и отношения между людьми. О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика —» астрономия —> физика —» химия —> биология —> социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теоретизирования социальной философии и философии истории, на создание «позитивной социальной науки» столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эво-люционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными. Социологию Конта можно рассматривать как попытку понять устройство общества, его политико-динамическую структуру с помощью научных методов. На формирование такого образа общества большое влияние оказал опыт революции; прагматический проект общественного устройства утверждался на научном прогрессе. Наука должна была заменить собой произвольный авторитет королей и стать основой для разумного общественного порядка. Научное знание, согласно представлениям Конта и его предшественников — ученых-энциклопедистов (Д. Дидро и др.), выступает в качестве единого целого. Законы природы должны распространяться и на человеческое общество. Единство всех наук раскрывает единство законов. Контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам. Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.
Две идеи, берущиегначало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных метбдЪв для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.
Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842), «Система позитивной политики» (1850—1854).