Позитивистская социология о. конта

Впервые термин "социология" в научный оборот ввел французский мыслитель Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии". Социоло­гия, по мнению Конта, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. Позитивными он на­зывал знания, "истинно доступные нашему уму и полезные для нас".

В противоположность мистическому, идеалистическому отражению со­циальной жизни Конт стремился создать научную дисциплину, которая объ­ективно, на основе наблюдения и эксперимента, подобно естественным наукам, будет формулировать закономерности развития общества. Только положительные знания о причинах и механизмах взаимодействия индиви­дов, групп помогут преодолеть конфликты, антагонизм, кризисы, войны.

Позитивистское учение Конта об обществе включает в себя ряд фун­даментальных положений.

По аналогии с физикой ученый рассматривал общество в терминах порядка и прогресса. Порядок понимался им как симметричность и урав­новешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями И целями. В связи с этим причиной великого политического и морально­го кризиса современного ему общества, по мнению Конта, являлась ум­ственная анархия, состоявшаяся в отсутствие согласия среди людей отно­сительно норм и принципов нового социального порядка.

Прогресс, по Конту, выражался в использовании знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проб­лем, достижения "всеобщего согласия" разнородных интересов групп, индивидов и оптимизации отношений между ними. Однако вмешатель­ство в естественный ход общественной эволюции возможно лишь на ос­нове системы знаний, которая сложилась благодаря точной оценке дей­ствительных фактов: мыслей, чувств, мнений и действий людей.

Конт понимал общество как живой организм, обладающей собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага. По этой причине социо­логия, претендующая на целостный анализ общества, включает в себя: социальную статику и социальную динамику, которые отражают различные стороны в развитии общества.

Социальная статикарассматривает общество с точки зрения построения, выделения основных элементов структуры общества и их взаимосвязей, определения условий его оптимальной организации, достиже­ния социальной гармонии и общественного порядка. Конт исходил из того, что понять место и роль отдельного элемента общества можно лишь в контексте его полезности для достижения общественного блага. Расчленяя общество как живой организм на отдельные органы, Конт выделяет его структурные элементы и социальные институты.

Анатомию современного общества составляют, по мнению Конта, че­тыре класса:

- к первому классу следует отнести представителей научного, философ­ского и эстетического видов деятельности; этот класс занимает выс­шее положение в социальной структуре;

- второй класс образуют представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы и предприниматели);

- третий составляют земледельцы;

- четвертый - рабочие.

Отношения между классами основываются на разделении труда и ко­ординации их деятельности. Положение, которое занимают капиталисты, полагает Конт, создалось не вследствие злоупотребления силой или бо­гатством, а вследствие общего характера их функций в обществе.

Деятельность и ответственность рабочего менее значительны и уже, нежели у работодателя. Поэтому существующая подчиненность естест­венно проистекает из разделения труда, хотя она связана также и с раз­личными индивидуальными особенностями людей, их врожденными склонностями. Одни имеют врожденную склонность командовать, счита­ет Конт, а другие - повиноваться. Поэтому индивидуальные склонности находятся в гармонии с состоянием социальных отношений в целом, общая субординация является неизбежной и необходимой.

Однако автоматически достичь органического единства, социального согласия этим группам не удается без помощи социальных институтов. Конт выделяет три социальных института: семью, государство и религию, являющихся гарантами социальной гармонии.

Основным элементом социальной структуры Конт считал семью, яв­ляющуюся первичной "клеточкой" общества, естественной основой всех' отношений: неравенства полов и поколений, господства и подчинения. Именно благодаря семье преодолевается врожденный эгоизм человека, вырабатываются социальные умения и навыки сосуществования с себе подобными, понимание необходимости подчинения индивидуальных интересов общественной пользе.

Главная задача государства, по Конту, состоит в том, чтобы преду­преждать "фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах". Оно является гарантом общественного порядка, выразителем "общественного духа".' Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством своих властных предписаний, сле­дование которым является священным долгом каждого члена общества.

Однако социальную солидарность можно достичь благодаря духовно­му, моральному единству, основой которого является религия. Религиоз­ные убеждения формируют общие цели, на основе которых складывается социальный порядок. Вера в его правильность и необходимость придает устойчивость социальным институтам и связям.

Социальная динамикаформулирует теорию общественного развития, в основе которой лежит "прогресс духа". По мнению Конта, изменения в обществе обусловлены множеством факторов. Однако главным среди них является "состояние человеческих умов". Он полагал, что поскольку "идеи управляют и переворачивают мир", то прогресс человеческого ра­зума составляет исходную основу социального развития.

Конт выделял три ступени развития человеческого разума, которым соответствуют определенные формы хозяйства, политики, общественной организации, и три стадии исторического прогресса: теологическую, ме­тафизическую и позитивную.

Первая стадия - теологическая (с древности до 1300 г.) - делилась Контом на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. На этапе фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. В период политеизма жизнью наделялись "фиктивные сущест­ва" (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христиан­ства. В целом теологическая стадия характеризуется господством религи­озного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преоб­ладанием военно-авторитарных политических режимов.

Вторая стадия - метафизическая (1300 - 1800 гг.), которую Конт име­нует как критическую, переходную. Это обусловлено тем, что в этот пе­риод происходит разрушение католицизма, старых верований и связан­ного с ними общественного порядка. В духовной сфере на первый план выдвинулись философы-метафизики, а в политической - юристы, лите­раторы, публицисты. Сыграв положительную роль в разрушении нера­венства и католицизма, в ниспровержении "реакционной, ретроградной аристократии", эта эпоха, по мнению Конта, в свою очередь, породила другие крайности - революцию, "анархическую республику", индивидуа­лизм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества.

Третья стадия - позитивная (XIX в.) - характеризуется распростране­нием наук, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жиз­ни, на смену аристократии приходит социократия - правление ученых, владеющих социологическими знаниями. В центр духовной жизни вы­двигаются ученые, философы-позитивисты и деятели искусства, а на место старой, традиционной религии приходит позитивизм как "религия чело­вечества" с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, об­ществу, человечеству. Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты.

Не умаляя заслуг Конта в выделении и становлении социологии как самостоятельной науки об обществе, заметим, что он не сумел четко сформулировать предмет и метод науки. Можно отметить две причины, которые препятствовали этому. Во-первых, неправомерное отождествле­ние социальных и физических явлений, что привело к автоматическому перенесению методов и законов естественных наук на познание общест­ва. Во-вторых, игнорирование роли и значения общей теории в объясне­нии социальных процессов и абсолютизация эмпирических данных, со­циальных фактов, что превращало социологию не в систему знаний, а в мозаику отдельных социальных фактов.

Эти недостатки были преодолены благодаря усилиям немецких социоло­гов К. Маркса и М. Вебера, а также французского ученого Э. Дюркгейма.

Наши рекомендации