Теории соц-ной стратификации
В обществе всегда существует множество социальных групп, которые различаются объективно по своему положению в системе социальных связей, т. е. всегда существует социальное неравенство.
Центральным понятием при анализе социального для социолога является понятие социальной стратификации.
Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая, жесткая и открытая. Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты перехода из одной страты в другую (кастовый строй в Индии). Кастовый строй не типичен для современного общества. Открытая кастовая стратификация не знает формальных ограничений перехода из одной страты в другую, запрета смешанных браков, запрета на занятие той или иной профессией и т. д.
С развитием современного общества растет социальная мобильность, т. е. активизируется переход из одних страт в другие.
Большинство современных социологов подчеркивает, что социальная дифференциация носит иерархический характер и представляет собой сложную, многоплановую социальную стратификацию.
Обычно социологи говорят о высшем, среднем и низшем классах или стратах, которые имеют, в свою очередь, внутреннюю дифференциацию.
В обществе происходит постоянное горизонтальное и вертикальное перемещение индивидов и социальных групп. В период качественного обновления общества, коренного изменения социально-экономических и политических отношений социальные перемещения особенно интенсивны.
В переходные периоды в связи с ростом социальной мобильности особую остроту приобретает проблема маргинальности. Маргинальность — это состояние личности или общности, находящейся на грани разных культур, Это состояние тех, кто оторвался от своей страты, но не адаптировался еще к новой, не принял ее ценностей, норм. Маргинальным может быть и все общество, если быстро осуществляется переход к новым социальным условиям его развития, разрушаются его устои, но продолжают еще действовать старые стереотипы, ценности сознания, старые нормы поведения.
Сущность понятия «соц-ная роль»
соц роль – выработанный общ-вом стереотип (программа действий чел-ка в определенных обстоятельствах)
хар-ки соц роли:
- соц роль не существует за пределами соц связей и отношений
- каждая роль предполагает определенный набор правил поведения, формируемых общ-вом (ролевые ожидания)
- окружающие контролируют четкость выполнения ролевых ожиданий
- ролевые ожидания явл сильным внутренним мотивом поведения
- соц роль явл и целью и средством ее достижения
ролевые ожидания бывают : конвенциальные (как надо) и межличностные (как получается)
Ущность понятия «соц статус»
соц статус – положение чел-ка в обществе, устанавливаемые через систему прав, обязанностей, привелегий, свобод.
Хар-ки статуса: есть у каждого челка; в течении жизни соц статус меняется; в обществе сущ иерархия статусов; иерархия статусов и способы продвижения по ней составляют систему соц-ной дифференциации; соц статус обычно обозначается сложной системой символов; соц статус связан с самооценкой личности.
Связь соц ролей и соц статусов
- каждая личность имеет свой статус, кот обслуживается набором соц ролей
- многообразие ролей рождает ролевые конфликты, кот проявляются как борьба мотивов деят-ти
- побеждает тот мотив, кот весомее в данной ситуации
- каждая личность выстраиваит пирамиду своих предпочтений
- статусы и роли образуют механизм, функционирование которого позволяют отдельному чел-ку стать частицей общ-ва, выразителем его культуры, носителем св-в.
Социализация личности
Процесс вхождения человека в общество, включение его в социальные связи, интеграция в различные титл социальных общностей называется «социализацией». В ходе социализации человек приобретает знания, умения, навыки, формируется его характер, вырабатывается система жизненных ценностей, установок, норм и правил поведения, проявляются интересы, и в результате этого он становится дееспособным участником общественных отношений.
Анализом проблем социализации занимались отечественные и зарубежные ученые. Развёрнутую трактовку социализации дал в своей теории современный американский ученый Т. Парсонс. Он показал, как индивид усваивает общепринятые нормы в процессе общения со «значимыми другими» и как органы социализации выполняют функцию воспроизводства социальной структуры. Социализацию нельзя понимать упрощенно как односторонний процесс воздействия социальной среды на человека, занимающего пассивную позицию. В действительности личность сталкивается с большим количеством внешних и внутренних факторов, которые условно можно разделить на 3 категории:
- совокупность ролей и статусов, которые может занимать человек;
- имеющиеся социальные институты и общности, в пределах которых личность может себя реализовать;
- система знаний, умений, навыков, жизненных установок, нормы и правила поведения, качества самой личности, необходимые для исполнения социальных ролей и подтверждения социального статуса.
Процесс объединения внешних факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами личностными называется «механизмом социализации». Функционирование этого механизма обеспечивает построение одной из двух возможных моделей социализации: модели подчинения и модели интереса. Принципиальное их различие состоит в различных мотиваторах социализации, В первом случае — это общественная необходимость, во втором — собственный интерес конкретной личности.
Как показывают исследования, процесс социализации личности проходит в 2 этапа; социальная адаптация и интериоризация.
«Социальная адаптация» — это вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общностям, слоям, группам, институтам, к условиям функционирования различных сфер общества.
Изучение проблемы «личность» обогащает и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти знания также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности.
Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже 20 — 21 в., то важно помнить, что мир вступает в эпоху бурного развития цивилизации, поэтому многие традиционные формы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции.