Теории соц-ной стратификации

В обществе всегда существует множество социальных групп, которые различаются объективно по своему положению в системе социальных связей, т. е. всегда существует социальное неравенство.

Центральным понятием при анализе соци­ального для социолога является понятие соци­альной стратификации.

Каждое общество имеет свою систему со­циальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая, жесткая и откры­тая. Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты пе­рехода из одной страты в другую (кастовый строй в Индии). Кастовый строй не типичен для современ­ного общества. Открытая кастовая стратифи­кация не знает формальных ограничений перехода из одной страты в другую, запрета смешанных браков, запрета на занятие той или иной профессией и т. д.

С развитием современного общества рас­тет социальная мобильность, т. е. активизи­руется переход из одних страт в другие.

Большинство современных социологов подчеркивает, что социальная дифференци­ация носит иерархический характер и пред­ставляет собой сложную, многоплановую со­циальную стратификацию.

Обычно социологи говорят о высшем, сред­нем и низшем классах или стратах, которые имеют, в свою очередь, внутреннюю диффе­ренциацию.

В обществе происходит постоянное гори­зонтальное и вертикальное перемещение индивидов и социальных групп. В период качественного обновления общества, корен­ного изменения социально-экономических и политических отношений социальные пере­мещения особенно интенсивны.

В переходные периоды в связи с ростом социальной мобильности особую остроту при­обретает проблема маргинальности. Маргинальность — это состояние личности или общности, находящейся на грани разных куль­тур, Это состояние тех, кто оторвался от сво­ей страты, но не адаптировался еще к но­вой, не принял ее ценностей, норм. Маргинальным может быть и все общество, если быстро осуществляется переход к новым со­циальным условиям его развития, разруша­ются его устои, но продолжают еще действо­вать старые стереотипы, ценности сознания, старые нормы поведения.

Сущность понятия «соц-ная роль»

соц роль – выработанный общ-вом стереотип (программа действий чел-ка в определенных обстоятельствах)

хар-ки соц роли:

- соц роль не существует за пределами соц связей и отношений

- каждая роль предполагает определенный набор правил поведения, формируемых общ-вом (ролевые ожидания)

- окружающие контролируют четкость выполнения ролевых ожиданий

- ролевые ожидания явл сильным внутренним мотивом поведения

- соц роль явл и целью и средством ее достижения

ролевые ожидания бывают : конвенциальные (как надо) и межличностные (как получается)

Ущность понятия «соц статус»

соц статус – положение чел-ка в обществе, устанавливаемые через систему прав, обязанностей, привелегий, свобод.

Хар-ки статуса: есть у каждого челка; в течении жизни соц статус меняется; в обществе сущ иерархия статусов; иерархия статусов и способы продвижения по ней составляют систему соц-ной дифференциации; соц статус обычно обозначается сложной системой символов; соц статус связан с самооценкой личности.

Связь соц ролей и соц статусов

- каждая личность имеет свой статус, кот обслуживается набором соц ролей

- многообразие ролей рождает ролевые конфликты, кот проявляются как борьба мотивов деят-ти

- побеждает тот мотив, кот весомее в данной ситуации

- каждая личность выстраиваит пирамиду своих предпочтений

- статусы и роли образуют механизм, функционирование которого позволяют отдельному чел-ку стать частицей общ-ва, выразителем его культуры, носителем св-в.

Социализация личности

Процесс вхождения человека в общество, включение его в социальные связи, интегра­ция в различные титл социальных общно­стей называется «социализацией». В ходе со­циализации человек приобретает знания, умения, навыки, формируется его характер, вырабатывается система жизненных ценно­стей, установок, норм и правил поведения, проявляются интересы, и в результате этого он становится дееспособным участником об­щественных отношений.

Анализом проблем социализации занима­лись отечественные и зарубежные ученые. Развёрнутую трактовку социализа­ции дал в своей теории современный амери­канский ученый Т. Парсонс. Он показал, как индивид усваивает общепринятые нормы в процессе общения со «значимыми другими» и как органы социализации выполняют функ­цию воспроизводства социальной структуры. Социализацию нельзя понимать упрощен­но как односторонний процесс воздействия социальной среды на человека, занимающе­го пассивную позицию. В действительности личность сталкивается с большим количеством внешних и внутренних факторов, которые условно можно разделить на 3 категории:

- совокупность ролей и статусов, кото­рые может занимать человек;

- имеющиеся социальные институты и общности, в пределах которых личность мо­жет себя реализовать;

- система знаний, умений, навыков, жиз­ненных установок, нормы и правила пове­дения, качества самой личности, необходи­мые для исполнения социальных ролей и подтверждения социального статуса.

Процесс объединения внешних факторов, характеризующих условия социальной сре­ды, с факторами личностными называется «механизмом социализации». Функциониро­вание этого механизма обеспечивает пост­роение одной из двух возможных моделей социализации: модели подчинения и моде­ли интереса. Принципиальное их различие состоит в различных мотиваторах социали­зации, В первом случае — это общественная необходимость, во втором — собственный ин­терес конкретной личности.

Как показывают исследования, процесс социализации личности проходит в 2 этапа; социальная адаптация и интериоризация.

«Социальная адаптация» — это вид взаи­модействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование тре­бований и ожиданий обеих сторон. Адапта­ция означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общ­ностям, слоям, группам, институтам, к усло­виям функционирования различных сфер общества.

Изучение проблемы «личность» обогаща­ет и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти зна­ния также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности.

Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже 20 — 21 в., то важно помнить, что мир всту­пает в эпоху бурного развития цивилиза­ции, поэтому многие традиционные фор­мы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции.

Наши рекомендации