Социальный прогресс. Закономерности в развитии общества
Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (по мнению большинства исследователей – к реализации определенных ценностей этического порядка: счастью, свободе, процветанию, знаниям).
Идея прогресса лежит в фундаментальной особенности человеческого бытия – противоречии между реальностью и желаниями, жизнью и мечтами. Концепция прогресса смягчает возникающее при этом напряжение, порождая надежду на лучший мир в будущем и уверяя, что его приход гарантирован или, по крайней мере, возможен ("Мир сегодня верит в прогресс, потому что единственной альтернативой будет всеобщее отчаяние" (С. Поллард)).
Кульминацией прогресса должна стать полная реализация таких ценностей, как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Отсюда следует, что прогресс – ценностная категория. И каждая историческая эпоха оценивает его исходя из своего понимания ценностей (в XIX в. критериями прогресса были индустриализация, урбанизация, модернизация; в начале XXI в. они таковыми уже не считаются).
В ХХ в. социальные процессы шли крайне противоречиво, их оценка исследователями и общественным мнением была амбивалентной (как позитивной, так и негативной). В конце концов, это привело к кризису идеи социального прогресса.
Каким же видится мир будущего глазами современных исследователей?
По их мнению, в ближайшие десятилетия мы станем очевидцами и непосредственными участниками завершения основных изменений в современном мире: 1) высокоразвитые страны окончательно преобразуются из индустриальных в информационные; 2) современные общества перейдут с уровня национальной экономики на глобальный экономический уровень; 3) в промышленно развитых странах завершится переход от производства товаров к производству услуг; 4) общества, основанные на координации людей и машин, преобразуются в общества, организованные вокруг знаний; 5) произойдет переход от энергетической к информационной экономике.
Сегодня человечество находится на крутом переломе. Нас ожидают грядущие глобальные преобразования, проявления которых исследователи видят 1) в катаклизмах ХХ в. (двух мировых войнах, серии жестоких революций, нравственном, интеллектуальном, социально-экономическом хаосе, геноциде в отношении ряда народов); 2) в глобальном кризисе общества (надвигающейся экологической катастрофе, истощении природных ресурсов, росте наркомании и преступности).
Фактором исключительности современной ситуации в мире является надвигающийся процесс интеллектуального передела – четвертого великого передела в истории человечества (первый – передел территорий происходил в годы Первой мировой войны, второй – передел капитала во Второй мировой войне, третий – передел технологий происходит в наши дни). "Страны, одержавшие верх в интеллектуальном переделе, получат огромные экономические и политические преимущества, смогут беспрепятственно навязывать свою волю другим государствам" (С. Симановский).
Идея риска как фактора настоящего и будущего существования человечества в последние два десятилетия все более привлекает внимание исследователей. "Открыли" проблему риска в социологии М. Дуглас и А. Вилдавски (1982), внес вклад У. Бек (1986), продолжил Н. Луман (1991). У. Бек в книге "Общество риска: На пути к другому модерну" (М., 2000) охарактеризовал современное общество как модерн после модерна (постмодерн), важнейшей характеристикой которого является риск – принципиальная неуверенность, ощущение угрозы, страх. Риск приходит на смену рациональности, когда исчезает ее важнейшая предпосылка – объективное знание. В современном мире объективное (научное) знание становится, по его мнению, не достижимым, во всяком случае, оно оказывается не там, куда привыкли помещать его теоретики модерна, не в области естественных наук, техники и компетентного управления. Общий страх перед общей угрозой делает незначимыми все те разделения и различения, на которых держался модерн. Постмодерн, в который вступает человечество на рубеже ХХ – XXI вв., отменяет или существенно искажает привычные понятия и отношения, отрицает фундаментальное понятие рациональности. "Мы видим картину общества, – пишет У. Бек, – образованного множеством индивидов, включенных в рыночные отношения и обуреваемых страхом и неуверенностью".