Этнические процессы и социологические методы их изучения.

Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы: 1) этническая консолидация народов, проявляющаяся в развитии их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочении национально-государственной целостности (к концу ХХ в. отдельные народы стали субъектами не только внутригосударственной, но международной политики); 2) межэтническая интеграция – расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради более полного удовлетворения их потребностей (эта тенденция проявляется в процессе глобализации и регионализации (16)); 3) ассимиляция – как бы "растворение" одних народов в других, сопровождающаяся утратой языка, традиций, обычаев, этнической самобытности и этнического самосознания.


36. Природа этнических конфликтов в современной России.

Этноконфликт - разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы поляризуются по этническому признаку. Корни этноконфликтов находятся в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако этноконфликты имеют внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния психологических факторов, мощь потенциала самосознания. Конфликт формируется в ситуации, содержащей проблему, т.е. противоречия, которые представляются данным этническим общностям как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация - совокупность факторов и предпосылок (включая состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений. Конфликтная ситуация порождается противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения целей. Развитие конфликтной ситуации начинается с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при развитом самосознании. Нарастанию напряжённости способствует усиление негативных этностереотипов. Эти стереотипы отражают опыт контактов между народами и могут носить как положительную и отрицательную окраску. В последнем случае наступает отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом. Источником этноконфликта является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом зрения гипертрофированного самосознания. На практике, как правило, «общие национальные интересы», принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных - индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.


37. Город как объект исследования в социологии.

Город-новые формы объединения людей, объединение не на основе кровных уз, а на базе общественных отношений, т. е. связей, созданных самими людьми, обществом.

Как объект изучения город-исторически сложившаяся в процессе общественного территориального разделения труда, внутренне дифференцированная подсистема общества, обеспечивающая в основных чертах воспроизводство его целостной структуры.

Социология города занимается проблемами изучения процессов расселения в городах. Основные тенденции развития расселения в современном обществе обусловлены законом концентрации и возрастающего разнообразия деятельности. Более совершенные средства транспорта, передачи и хранения информации, компактные связи и отношения создают возможности для принципиально новой территориальной организации жизнедеятельности людей. Происходит переход от старых поселений в виде отдельных городов и населенных пунктов к новым, среди которых крупные объединения поселений типа городов — города-агломерации. Это обусловлено, прежде всего потребностью крупных производств, но влечет сосредоточением работников не только производственной сферы, но и непроизводственной (для обслуживания необходима сфера здравоохранения, образования, обслуживания и т.д.). Такие поселения увеличивают возможность доступа к научной, производственной и культурной информации, выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям.
38. Социальные функции системы образования.

Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую.
Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на человека.

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.


39. Позитивные и негативные последствия процесса урбанизации.

Урбанизация-это процесс роста численности городов и городского населения.

Процесс урбанизации идёт за счёт:

· преобразования сельских населённых пунктов в городские;

· формирования широких пригородных зон;

· миграции из сельской местности в городскую.


40. Понятие аномии в социологии девиантного поведения.

Аномия- понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование). Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.
Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.


41. Виды и причины девиантного поведения.

Девиантное поведение-отклоняющееся поведение.

Алкоголизм, наркомания, суицид, престуность.

Существуют причины девиантного поведения, связанные с конкретными сферами жизнедеятельности общества.

Социально-экономические причины: большой разрыв в уровне доходов различных групп населения

невозможность значительных слоев населения удовлетворять свои элементарные социально-экономические потребности

высокий уровень безработицы

большие доходы от незаконной деятельности

Правовые причины: несовершенство законодательно-правовой базы, пробелы правовой оценки общественно-опасных деяний

низкий уровень правовой культуры населения

правоохранительные органы не обращают внимаия на многие нарушения

низкое техническое и информационное обеспечение правоохранительных органов

произвол со стороны правоохранительных органов

Психоаналитические причины: умственные дефекты

нервно-психические расстройства


42. Способы социального контроля за девиациями в обществе.

Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества. Функционалисты и конфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля. Функционалисты рассматривают социальный контроль (в первую очередь выражающийся в юридических актах) как неизбежное требование, без выполнения которого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать общественным стандартам поведения, это повлечет за собой неправильное функционирование и разлад институциональных систем. По этой причине функционалисты считают хаос альтернативой эффективного социального контроля. Сторонники теории конфликта утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах наделенных властью социальных групп в ущерб всем прочим группам в обществе, причем никакие социальные структуры не могут быть нейтральными. Эти социологи видят свою задачу в выявлении и идентификации механизмов, позволяющих институциональным структурам несправедливо распределять блага и обязанности социальной жизни, используя для самосохранения методы и инструменты социального контроля.

В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля:

1. процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества;

2. процессы, организующие социальный опыт индивидов;

3. процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.


43. Социальная структура и социальная стратификация в обществе.

Структура-строение, расположение, порядок и т. д.

Социальная структура-определенный способ связей и взаимодействия элементов общества, занимающих определенные социальные позиции и выполняющие социальные функции в соответствии с принятой данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. Социальная структура может быть названа идеальной, нормативной, организационной, случайной.

Социальная стратификация-наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Сущность социальной стратификации выражается в иерархически выстроенном распределении социокультурных благ в обществе.


44. Особенности динамики социальной структуры общества.

В целом, как показывает практика, изменения в социальной структуре происходят прежде всего под влиянием новых производственных и информационных технологий, роста материального благосостояния граждан, усиления их ценностных ориентаций в пользу свободного времени и культуры, расширения межгосударственных связей и отношений. Заметно возрастает доля населения, занятого в непроизводственной сфере (услуги, обслуживание коммуникаций, банковское дело и пр.), растет численность дееспособного населения, существующего благодаря политико-административному обеспечению со стороны государства (учащиеся, пенсионеры, инвалиды, безработные и т.п.). Наблюдается уравновешенность межнациональных и расовых отношений, рост разнообразия социокультурных стилей жизни. В ряде стран образовалась весомая страта иностранных рабочих и т.д.

Особенности состояния и динамики социальной структуры в современном российском обществе прежде всего определяются переходным состоянием общественных отношений. Наиболее важные изменения состоят в том, что реально произведенные демократические преобразования (хотя они и не гарантированы от обратимости) породили новые социальные механизмы перераспределения ресурсов и статусов, формы социальной стратификации.


45. Особенности политической социологии как отрасли социологического знания.

Социология политики-отрасль социологии, исследующая политику и политические отношения.

Наука о политике исходит от государства и исследует, как оно влияет на общество, в то время как политическая социология исходит из общества и исследует, как оно влияет на государство, т. е. на формальные институты, которые занимаются осуществлением и разделением власти. Политическое рассматривается в контексте социального. Для политической социологии политические институты являются разновидностью средств социального действия людей. Политическую социологию интересуют действия людей, осуществляемые ими в процессе создания, использования и изменения политических институтов.

Политическая социология имеет свои особенности изучения политических процессов и явлений, которые означают: связь, взаимодействие социальных и политических явлений жизни; использование социологических методик исследования; особую тематическую проблематику, которая имеет междисциплинарный характер.


46. Сущность и структура политической власти.

Политическая власть-всякая основанная на принуждении власть одной группы людей в отношении другой группы или других людей.

Политическая власть, являясь результатом социального господства, характеризуется умением класса, общности, группы, отдельного человека выражать и представлять свои интересы, артикулировать и агрегировать их в организации, бороться за их реализацию, используя разнообразные средства на основе конституционного права.

В качестве основных элементов политич.власти выступают:

-гос.власть, которая обладает профессиональным управленческим аппаратом, специальными законными полномочиями и средствами воздействия

-совокупность гос.и негос.учреждений и организаций

-система норм и взглядов, которые регулируют отношения между субъектами и объектами власти

-политическая культура как результат социализации, как уровень знаний и представлений о власти

Наши рекомендации