Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе
Объект и предмет социологии
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и
информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии
является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие
общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности
социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это
наука, которая изучает современное общество через призму интересов и
потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции
социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4.
Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая.
7.Планирования.
Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе
Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один —общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.
Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы.
Рассмотрение предыстории и анализ объективных предпосылок возникновения социологии показывают, что социология как самостоятельная наука сложилась, в первую очередь, в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии.
Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (428/427- 348/347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.).
К первым в истории работам по «общей социологии» можно отнести«Государство» Платона, в котором впервые были разработаны основы теории стратификации.
Аристотель предложил свой вариант классового деления общества, согласно которому опорой порядка в обществе выступает средний класс.
Томас Гоббс (1588-1679) - в своем естественном состоянии -«человек человеку волк», и потому в обществе идет «воина всех против всех», или социальная борьба за выживание. Чтобы предотвратить это, необходимо создание гражданского общества как высшей формы социального развития.
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — великий социал-утопист. был первым мыслителем, который заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. По его мнению, общество представляет собой живой организм, функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Впоследствии эти идеи Сен- Симона были развиты и продолжены в работах его ученика О. Конта. которого принято считать основоположником социологии как науки.
Огюст Конт (1798-1857) обычно считается «отцом» социологии. Он первым предложил использовать научный метод для изучения общества. Идея закономерности прогрессивного развития общества. Социологический анализ общества Конт обусловливал практической мотивацией.
Конт отмечал, что существуют противоречия между приспособлением человека к наличным условиям, с одной стороны, и стремлением изменить их — с другой.(три стадии прогресса): теологическая, метафизическая, позитивная.
Понимающая социология Макса Вебера.
Главная идея – обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющееся во всех сферах человеческих взаимоотношений. Вебер отрицал идеи, что общество первично, и исходил из действий отдельных людей – методологический индивидуализм Вебера. Один из методологических принципов – ориентация на другого. Социология по Веберу является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия обретают характер соц. действия, если в них присутствуют 2 момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого(других). Выделяет 4 вида соц. действия: ценностно-рациональное, целерациональное, аффективное, традиционное.
Социология П. Сорокина
Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. П. Сорокин призывает описывать внешние факты, но не всю социальную жизнь. При этом выделяет три основные формы актов поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность.
П. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитикаизучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предметсоциальной механики (или социальной физиологии) – процесс взаимодействия людей, иными словами, - поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов.
Практическая социология характеризуется П. Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.
Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную (переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации) и вертикальную (переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке).
Содержание процесса социализации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения,
принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной
стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную
среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного
воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной
деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность),
трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части
процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание
(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы
психического и физиологического становления организма). Проводники
социализации: социальные институты, посредники, культура.
Агенты социализации.
Агенты социализации – это институты, социальные факты, отдельные люди и группы людей, которые способствуют социализации.
В целом агентов социализации мы можем разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. – все те люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов; её осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями. Поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.
Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с нами тесными личными отношениями, а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер всегда выступает в роли вторичного социализатора.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Агенты социализации различны в зависимости от жизненного цикла человека:
Младенческие годы – агент социализации семья, родители.
Детство и юность (школьные годы) – агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка.
Для студентов агент социализации – институт.
Для работающих – работа.
Вступление в брак, рождение детей – эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия и приобретает черты группы, к которой он принадлежит.
Объект и предмет социологии
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и
информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии
является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие
общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности
социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это
наука, которая изучает современное общество через призму интересов и
потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции
социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4.
Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая.
7.Планирования.
Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе
Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один —общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.
Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы.
Рассмотрение предыстории и анализ объективных предпосылок возникновения социологии показывают, что социология как самостоятельная наука сложилась, в первую очередь, в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии.
Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (428/427- 348/347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.).
К первым в истории работам по «общей социологии» можно отнести«Государство» Платона, в котором впервые были разработаны основы теории стратификации.
Аристотель предложил свой вариант классового деления общества, согласно которому опорой порядка в обществе выступает средний класс.
Томас Гоббс (1588-1679) - в своем естественном состоянии -«человек человеку волк», и потому в обществе идет «воина всех против всех», или социальная борьба за выживание. Чтобы предотвратить это, необходимо создание гражданского общества как высшей формы социального развития.
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — великий социал-утопист. был первым мыслителем, который заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. По его мнению, общество представляет собой живой организм, функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Впоследствии эти идеи Сен- Симона были развиты и продолжены в работах его ученика О. Конта. которого принято считать основоположником социологии как науки.
Огюст Конт (1798-1857) обычно считается «отцом» социологии. Он первым предложил использовать научный метод для изучения общества. Идея закономерности прогрессивного развития общества. Социологический анализ общества Конт обусловливал практической мотивацией.
Конт отмечал, что существуют противоречия между приспособлением человека к наличным условиям, с одной стороны, и стремлением изменить их — с другой.(три стадии прогресса): теологическая, метафизическая, позитивная.