Доминирующая культура, субкультура и контркультура

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультурами. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, субкультура – это суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Субкультура является способом Иннституционализации определенных интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью субкультурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изолируют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры являются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Существование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя фундаментальным принципам, господствующим в культуре. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Термин контркультура был введен в 1968 г. Т.Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. Он выделил основные особенности этих движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); настроение эсхатологизма; провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека. Если понимать контркультуру как способ кардинального изменения ценностных ориентаций эпохи, то это понятие можно использовать для анализа всего историко-культурного процесса. Тогда к контркультурным движениям возможно отнести киников, ранних христиан, движение романтиков.

Говоря о значении контркультуры заметим, что она является мощным катализатором культурно-исторического процесса и ядром будущих культурных систем. Это первый этап осмысления и первый способ осуществления новых ценностей. Контркультура не переделывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует ее. Эволюция контркультурных движений – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию.

Стремление культуры 20 в. к универсальности, постоянный контакт культур друг с другом, миграция привели к появлению маргинальной культуры – культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на границах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды переходов и кризисов испытывает каждый человек, но маргинал испытывает такой кризис относительно непрерывно и таким образом превращается в особый тип личности.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти 20 в. Р.Парком, а ее социально-психологические аспекты развиты в 30-40-х гг. Э.Стоунквистом. Но еще К.Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования, а М.Вебер сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу и дают толчок социокультурным изменениям.

Одна из причин появления маргинальной культуры - одновременное и однопространственное существование группы (индивида) в контексте различных культурных требований. Примерами могут служить мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков (как по этническому и религиозному, так и по экономическому признаку), этномаргиналы (этнические меньшинства), религиозные маргиналы (люди вне конфессий), женщины-матери с ориентацией на профессиональную карьеру, бисексуалы и т.д.. Особое место занимают социомаргиналы – социально-профессиональные группы в процессе перемещения (потерявшие прежний статус или вновь появившиеся группы, которые еще не имеют общественно приемлемого механизма функционирования). Причина их появления связана с процессами трансформации социальной и профессиональной структуры общества. Важной причиной появления маргиналов на индивидуальном уровне является несовместимость притязаний и культурных установок личности с ценностями той социокультурной группы, к которой принадлежит индивид в силу естественно сложившихся обстоятельств его жизни. Маргиналом человек становится также в том случае, если длительное время пытается стать представителем определенной социокультурной группы, которая, тем не менее, его не принимает.

В силу переходности своего положения и невписанности в какую-либо субкультуру маргиналы почти всегда испытывают внутренний дискомфорт и напряжение личности, чувство растерянности и беспокойства. Они восприимчивы и обидчивы, т.к. обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Это порождает соответствующее поведение, которое может выражаться в повышенной активности (нередко агрессивной) с целью самоутверждения. Индивид или группа часто стремятся к обретению значимости в социокультурных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных). Многие активисты и лидеры социокультурных движений являются маргиналами. Большинство непопулярных в обществе движений на ранних стадиях пополняются из их среды. Маргинальность личности, огромное желание вписаться в новую культуру может стать причиной сверхпатриотизма, религиозной нетерпимости, мелочного следования этикету, заимствования чисто внешних образцов поведения и символики. Другим, прямо противоположным, вариантом поведения становится отрешенность, пассивность, нежелание входить в какую-либо группу, кризис доверия к ценностям каких бы то ни было субкультур.

Подводя итог, можно сказать, что маргинальная культура в целом характеризуется неустойчивостью и эклектичностью, но возможный синтез различных культурных комплексов создает основу для развития новых культурных образцов. Кроме того, именно маргиналы во многом формируют новые социокультурные слои общества.

Наши рекомендации