Массовая культура, субкультура и контркультура

В индустриальном обществе культура начинает производиться, как автомобили и холодильники, культурное производство организовывается по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляет такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для массового потребления. Феномен массовой культуры появился в XX веке как результат социальных, экономических, политических процессов. Эти процессы привели к формированию так называемого «массового общества» и массовой культуры.

Массовая культура – это деятельность людей по воспроизведению и обновлению их жизни, а также продукты и результаты этой деятельности, которые носят усредненный, стандартный, общедоступный, массовый или растиражированный характер (например, производство сериалов, мода, «бульварная» литература, поп-музыка, шоу-индустрия). Основные черты массовой культуры: примитивизм, дешевизна, развлекательность, агрессивность, низкое качество, низкая художественная ценность, пошлость.

Инструментом массовой культуры стали СМИ – радио, газеты, Интернет. Массовая культура стала сферой экономики как способ зарабатывания денег. Производство продукции массовой культуры поставлено на научную основу: здесь применяются социологические опросы и эффективная реклама.

Философы выделяют и положительное, и отрицательное воздействие массовой культуры на личность и общество в целом.

В положительном смысле массовая культура выполняет полезную психотерапевтическую функцию. Она позволяет человеку отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. У массовой культуры самая широкая аудитория, она более доступна для масс.

В негативном смысле массовая культура – мощное средство воздействия на общественное сознание для подмены истинных ценностей культуры фальшивыми, пошлыми, примитивными образами. Имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, массовая культура становится чрезвычайно опасной для общества, особенно для подрастающего поколения. Именно в подмене ценностей добра и зла, справедливости, счастья и других заключается пагубное влияние массовой культуры. Массовая культура приводит к разрушению личности, к разрушению индивидуальности человека.

В рамках господствующей в обществе культуры можно выделить отдельные культурные предпочтения множества групп и слоев общества – демографических, профессиональных, религиозных. У каждой из них формируется собственная культура – субкультура (или «подкультура»). Субкультура – это система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Это может быть подростковая или молодежная субкультура, профессиональная субкультура программистов или художественная богема, субкультура военных или менеджеров. У представителей различных субкультур свой особый язык (сленг или жаргон), свои развлечения, хобби и вкусы.

Контркультура – это субкультура, находящаяся в конфликте с ценностями, которые господствуют в обществе. Это сопровождается оппозиционным, протестным поведением, а также наличием определенной идеологической программы, продуманной системой альтернативных ценностей. Примером контркультуры может служить молодежное движение 60 – 70-х гг. XX века, вошедшее в историю как поколение хиппи, битников.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Культура есть совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, и она характеризует высокий (и ни какой иной) уровень развития человека, общества или явления. Культурность – это многокомпонентное качество человека, стержнем которого являются нравственные качества.

В пространство культуры входят наука, религия, мораль, философия, искусство, творчество. Творческая деятельность пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности, что проявляется в изменении и обновлении мира. Искусство раскрывает феномен прекрасного. Сила творчества и искусства заключается в том, что они обладают огромным эмоциональным влиянием на человека.

Культура и цивилизация – это две противоположные, но взаимосвязанные, взаимодополняющие друг друга стороны общества. Гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь с помощью развитой цивилизации, а высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества.

В XX веке появился феномен массовой культуры. Продукты массовой культуры носят усредненный, стандартный, общедоступный, массовый или растиражированный характер (например, производство сериалов, мода, «бульварная» литература, поп-музыка, шоу-индустрия).

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Культура

Культурность

Творчество

Искусство

Цивилизация

Массовая культура

Субкультура

Контркультур

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 9 «Философия культуры»

Понятие и функции культуры

1. В чем заключается сущность культуры согласно ценностному подходу?

2. Раскройте духовную функцию культуры.

Культура личности

1. Какими качествами должен обладать культурный человек?

Творчество. Искусство

1. Раскройте основные формы творчества.

2. Какие функции выполняет искусство?

3. Что такое эстетическое чувство?

Культура и цивилизация

1. Как определял противоположность культуры и цивилизации Н.А. Бердяев?

Наши рекомендации