Тема 7. Социальные взаимосвязи.
Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих понятий перечисленных в глоссарии, выпишите их и запомните: Социальное действие. Идеальный тип социального действия.Взаимодействие. Признаки взаимодействия. Механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Типы взаимодействия. Многообразие взаимодействий. Социальное отношение. Структура отношений. Типы социальных отношений.
Задание 2. Вопросы для контроля
1.Каковы признаки социального действия, которые М. Вебер считал необходимыми?
2.Какие типы идеальных социальных действий выделял М. Вебер?
3.Почему социальные взаимодействия играют важную роль в развитии личности и общества?
4.Какие основные признаки взаимодействия Вы знаете?
5.Чем определяется способ взаимодействия индивидов с другими индивидами и социальными группами?
6.Какие компоненты выделял Дж. Хоманс в процессе единения личности и социальной системы во время осуществления социального взаимодействия?
7.Что означают, по Вашему мнению, выражения «поставить себя на место другого человека», «принять на себя роль другого».
Задание 3. В многообразном наборе различных взаимодействий выделяются два основных типа, определяемые направленностью интересов и действий взаимодействующих индивидов и групп. Охарактеризуйте эти типы, приведите примеры их реализации на основе жизненных наблюдений, прочитанных книг, просмотренных кино- и телефильмов, спектаклей, сообщений средств массовой информации.
Задание 4. Охарактеризуйте специфическую позицию, занятую символическими интеракционистами Дж. Г. Мидом и Г. Блумером в интерпретации социальных взаимодействий. Что означают, по Вашему мнению, выражения «поставить себя на место другого человека», «принять на себя роль другого»?
Задание 5. Работа с текстами.
Прочитайте отрывки из работ известных социологов (М.Вебер, П.Сорокин) и ответьте на предложенные ниже вопросы.
I) М. Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия
Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие.
«Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Мотивы социального действия. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:
а) целерационалъным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этот ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;
б) ценностно-рациональным, основанным на вере и безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;
в) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;
г) традиционным, то есть основанным на длительной привычке.
1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени.
2. Чисто аффективное действие также находится ни границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому.
3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были.
Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них — что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попытка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типо! человеческого действия.
4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально — тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели -без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» -- просто как данные субъективные потребности в шкапу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке («принцип предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждении, красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже, в сущности, лишь пограничный случай.
5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.
Источник: М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.
Вопросы к тексту
1. Какое социальное явление М. Вебер называет «действием»?
2. Что характерно для целерационального действия?
3. Каковы особенности ценностно-рационального действия?
4. Чем характеризуется аффективное действие?
5. В чем состоят отличительные черты традиционного действия?
6. Какой тип социального действия М. Вебер считал наиболее рациональным?
II) П. А. Сорокин. Значимое человеческое взаимодействие как родовое социальное явление
Самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов. Под взаимодействием понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояние ума другого. В отсутствие такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социокультурное явление. Миллион полностью изолированных людей не представляет собой социального явления или общества, поскольку они не влияют друг на друга. Под «значением» нужно понимать «все то, что для одного сознания выступает как знак чего-то иного». Значимое взаимодействие -это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий. Если взаимодействие не является значимым в этом смысле, если оно не представляет собой социокультурное явление, но есть лишь чисто физическое или биологическое явление - это нормальный объект изучения для физики или биологии, но не для социологии или социальных наук. Если человек убивает другого человека, то физико-химические свойства ружья, траектория пули, сила, с которой она ударила по жертве, биологические аспекты раны или пораженных пулей органов, причина смерти и тому подобное являются нормальными сюжетами исследования для специалистов в области физики, химии и биологии. Когда такое взаимодействие приобретает значение или ценность «убийства», или "непредумышленного убийства, или «героического действия» в уничтожении врага на войне, или «действия самообороны», оно становится социокультурным, или надоргани-ческим, явлением и попадает в сферу рассмотрения криминолога, социолога или обществоведа. Таким же образом, если взаимодействие состоит в половом акте, то по своим чисто физическим свойствам оно не составляет социокультурного явления. В случаях проституции, изнасилования или инцидента в супружеских отношениях взаимодействие между людьми может быть идентичным биологически, однако в каждом из этих случаев оно приобретает ценность или значение, возвышающееся над биофизическими факторами, и становится значимым. Акт погружения ножа в тело человека, взятый без привнесенной Ценности или значения, не является социокультурным явлением. Его биофизические свойства изучаются не социальными, а биофизическими науками. Лишь когда он рассматривается как «акт убийства», как «хирургическая операция», как «акт войны» или как «религиозная жертва богам», он становится социокультурным явлением, хотя во всех этих совершенно разных социокультурных значениях биофизический аспект может оставаться по сути идентичным.
Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, действующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодействия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые дей-ствия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы.
Число взаимодействующих индивидов. Что касается числа взаимодействующих индивидов, мы можем выделить следующие типы межличностного взаимодействия: а) между двумя индивидами (пара или диада), например, между мужем и женой, родителем и ребенком, двумя друзьями, учителем и учеником, хозяином и рабом, продавцом и покупателем, врачом и пациентом. Близкие разновидности диады дают ряд характеристик, имеющих свои особенности, но отличающих их от неблизких разновидностей; б) между тремя индивидами (триада), например, между обвинителем, обвиняемым и судьей; девушкой и двумя претендентами на ее руку; мужем, женой и любовником; отцом, матерью и ребенком; в) между четырьмя, пятью и более индивидами; г) между одним индивидом и многими, например между говорящим по радио и его слушателями или между артистом и его зрителями; д) между многими и многими, например, между членами неорганизованной толпы или между покупателями и продавцами определенного товара, которые не организованы, а раздроблены, действуют без специальной координации. Однако этот последний тип принимает, как правило, форму взаимодействия между организованными группами.
Таким же образом межгрупповое взаимодействие может происходить между двумя группами, между тремя, четырьмя или более; между одной и многими или между коллективами, состоящими из многих групп. Число субъектов взаимодействия является важным, поскольку оно объясняет многие специальные характеристики Процесса взаимодействия.
Качества взаимодействующих индивидов. Существует огромное разнообразие качеств субъектов взаимодействия, но сейчас нам нужно рассмотреть только одну характеристику, а именно биопсихологическую и социокультурную гомогенность или гетерогенность (сходство или различие) взаимодействующих индивидов или групп. Взаимодействие между индивидами той же расы, национальности, племени, территориальной группы, семьи, пола, возраста, религии, политической партии, профессии, экономического статуса и т. д., и особенно между теми, кто обладает одинаковыми социокультурными ценностями, всегда отличается во многих отношениях от взаимодействия между индивидами, расходящимися по этим качествам.
Характер действия. Действия и реакции могут быть каталитическими, активными и пассивными или толерантными. Открытые
действия и реакции являются частью компонента движущих сил; однако определенные аспекты можно вполне рассматривать здесь как качества субъектов взаимодействия. Огромное разнообразие отношений, посредством которых участники взаимодействия влияют друг на друга, может быть сведено к четырем главным формам: тем, которые оказывают влияние просто через знание о существовании участника или участников взаимодействия (каталитическая форма), через совершение открытых действий', через воздержание от открытых действий, через активную толерантность.
а) Каталитические действия. Катализатором в химии называется вещество (например, черная платина или хлорид алюминия), которое, хоть и не участвует в химической реакции и не меняет своей природы, значительно интенсифицирует и ускоряет самою реакцию. Аналогичное явление наблюдается в социальном взаимодействии. Например, мысль о враге, любимом человеке или о герое, с которым человек не находится и, возможно, никогда не находился в контакте, может заметно влиять на его сознание, настроение или поведение. Такие влияния, осуществляемые просто через существование другого участника, без какого-либо действенного контакта, можно определить как каталитические. Социология и социальные науки редко даже упоминают этот фактор и почти не знают о нем. Тем не менее это — постоянный фактор, не менее важный, чем три перечисленных выше. Простое существование советского режима или фашистской формы правления произвело на протяжении последних двух десятилетий огромное влияние на коммунистическое и фашистское движения во всем мире, на формы правления и экономической организации обществ. Это влияние было гораздо сильнее, чем то, которое оказали все платные агенты и пропагандисты, вместе взятые.
б) Открытые действия, толерантность. Влияние, оказываемое через открытые акты (нанесение удара, выстрел, вручение денег, поцелуй и т.д.) и через воздержание от внешних актов, слишком известно, чтобы давать дополнительные комментарии. Можно сделать несколько замечаний по поводу фактора толерантности. Его обычно путают с пассивным воздержанием от действия. Тем не менее, как указывал Л. И. Петражицкий, толерантность в корне отличается от пассивного воздержания. В отличие от пассивной формы бездействия толерантность может требовать весьма серьезного внутреннего усилия, часто гораздо более серьезного, чем требуется для открытых действий. Поведение одного из христианских мучеников, который, в то время как его поджаривали на железной решетке, спокойно сказал своим мучителям: «Этот бок уже поджарился, пора перевернуть меня на другой», является убедительным примером фактора
толерантности и интенсивного усилия воли. Нормы Нагорной проповеди, обычно интерпретирующиеся как призывающие к бездеятельности и пассивности, на самом деле предписывают метод активной толерантности — через любовь к своим врагам, подставление другой щеки и несопротивление ненависти и враждебности. Этика христианства не является этикой пассивного бездействия. Это — этика высшей толерантности (вспомним кредо Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского).
в) Эффективные и неэффективные действия. Открытые действия, воздержание от действия и толерантность являются бесконечно разнообразными по своим конкретным проявлениям. С точки зрения причинной эффективности есть действия, оказывающие сильный эффект, и действия оказывающие лишь незначительное влияние. Если посетитель проводит рукой по своей бороде, его действие не оказывает заметного влияния на слушателя. Напротив, одно слово, произнесенное спокойно, может оказать опустошительное воздействие на человека, к которому оно адресовано. Какие действия эффективны, а какие нет, зависит от многих условий.
г) Продолжительные и краткосрочные действия. Открытое действие, воздержание от действия различаются также по продолжительности своих результатов. Есть такие действия, влияние которых испаряется мгновенно, как, например, приветствие друзей, плата за пачку сигарет в магазине и сотни других мелких действий, ежедневно осуществляемых. Другие действия оказывают долговременное воздействие, иногда вплоть до смерти участников и даже дольше. Так, первый поцелуй и первое любовное признание могут помниться долго после их осуществления. Половой акт может привести к зачатию и рождению ребенка — последствиям, которые могут оказывать перманентное влияние на карьеру матери. Другие примеры — брачная церемония, крещение, покупка собственности, окончание колледжа и освоение определенной профессии. Какие из действий являются продолжительными по своим последствиям, а какие являются краткосрочными, зависит от многих условий: таких, как время, место, участники, вид обществ и культуры, биологическая и психологическая природа действия.
Продолжительность действия является важной, поскольку если бы его последствия были слишком эфемерными, было бы невозможно никакое общество с продолжительными взаимодействиями. С другой стороны, действия лишь с временными последствиями облегчают жизнь, поскольку если бы каждое действие имело длительные последствия, никому не удалось бы сохранять целостность своей личности и ни одна нервная система не смогла бы выдержать этого напряжения.
д) Сознательные и несознательные действия. Некоторые взаимодействия совершаются сознательно, другие бессознательно. Если они являются бессознательными (то есть представляют собой безусловные или условные рефлексы), они не являются надорганическими и, следовательно, не принадлежат к области социологии. Если, однако, некоторые действия одного участника взаимодействия являются бессознательными, а другие участники отвечают на них сознательными действиями, взаимодействие является социокультурным и принадлежит к области социологического изучения. Бессознательные действия одного участника, на которые дается сознательный ответ другими, весьма многочисленны, например, взаимодействие спящего ребенка и его матери, бредящего или находящегося в бессознательном состоянии пациента и его врача, поверженного боксера и его противника-победителя. Привычные действия участника, осуществляемые автоматически без намерения оскорбить либо развеселить другого участника, часто принимаются этим участником (участниками) как намеренные, и ответом на них является сознательная реакция. Неосторожное слово или фраза, жест или движение, совершенные автоматически, нередко неправильно интерпретируются как сознательное оскорбление, вызов и т. п. В своей совокупности взаимодействия занимают громадное место в общем массиве социокультурных взаимодействий.
е) Преднамеренные и непреднамеренные действия. Сознательный процесс действия, воздержание от действия и толерантность разделяются на два класса: преднамеренных, мотивированных сознательной целью ради ее достижения, и непреднамеренных, мотивированных исключительно прошлым и настоящим опытом, включая и осуществляемые без какой-либо сознательной цели. В преднамеренных действиях, хотя все они тоже генерируются прошлым и настоящим опытом, всегда есть идея цели или конца и средств достижения.
Источник: П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 190-197.
Вопросы к тексту
1. Что понимается под взаимодействием?
2. Какое содержание вкладывает П. Сорокин в термин «значимое взаимодействие»?
3. Какие компоненты входят в состав взаимодействий?
4. Какими видами (характером) действия характеризуется процесс взаимодействия?
6. Список рекомендуемой литературы:
6.1 Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1.Граждан, В. Д.Социология управления: учебник/ В. Д.Граждан.- М.: КНОРУС, 2008.- 512 с.
2.Политическая социология: учеб. пособие/ отв. ред. Сопов Г.П..- 3-е изд., доп. и перераб..- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 535 с.
3.Социологический портрет Тюменского региона.- Тюмень: Тюменская областная Дума, 2007.- 92 с.
4.Социология. Общий курс: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 332 с.
5. Социология. Основы общей теории: учебник под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева.- 2-е изд., испр. доп.- М.: Норма, 2008.- 912 с.
6.Фролов, С. С. Социология: учебник мо/ С. С. Фролов.- М.: Гардарики, 2006.- 344 с.
6.2 Дополнительная литература
1.Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
2.Фролов С.С. Социальные действия // Социология. М., 1996. Гл. 2, 7
3.Парсонс Т. Американская социологическая мысль: [Тексты: Перевод / Сост. Е. И. Кравченко]; Под общ. ред. В. И. Добренькова. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. - 556 с.
4. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. [и авт. предисл.] В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.
5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. - М. : Политиздат, 1992. - 542 с.
Тема 8. Социология культуры
Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих ключевых понятий перечисленных в глоссарии, выпишите их и запомните: Культура, ценности, нормы, традиции, обычаи, символ, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, массовая культура, народная культура, культурная интеграция, субкультура, контркультура.
Задание 2. Вопросы для контроля
1.Каковы основные компоненты материальной культуры? Как она взаимодействует с духовной культурой?
2.В чем состоит своеобразие духовной культуры? Какие основные компоненты входят в ее структуру?
3. Какие три фактора в своем взаимодействии определяют социодинамику развития культуры, ее динамической системы?
4. Какую роль играет культура в структурировании общества, какие факторы взаимодействуют в этом процессе?
5.Какими особенностями отличается доминирующая культура от негосподствующей культуры?
6.Что представляет собой функция производства новых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм? Как эта функция взаимодействует с информационной функцией культуры?
Задание 3. Расскажите, почему именно человекотворческая функция является самой важной и решающей в культуре. Раскройте на примерах из жизни и литературы, в чем она выражается.
Задание 4. Понятийно-терминологическая игра
Цель игры: Изучить ключевые понятия и важнейшие термины, раскрывающие сущность культуры и ее роль в развитии личности и общества.
Задачи игры:
1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения.
2. Привить студентам навыки организации и проведения дискуссии на основе метода действия малых групп.
3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по темам учебного курса.
4. Адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень подготовки студентов по учебному курсу.
Организация игры: студенческая группа подразделяется на дискуссионные подгруппы по пять - шесть человек в каждой, а затем выделенные подгруппы активно включаются в дискуссии.
На первом этапе каждой подгруппе предлагается дать определение (устно) ключевых понятий по изучаемой теме: 1) культура, 2) духовная культура; 3) структурная архитектоника культуры; 4) социодинамика культуры; 5) типы культуры; 6) функции культуры; 7) человекотворческая сущность культуры, а также важнейших терминов: система ценностей, народная культура, национальная культура, массовая культура, элитарная культура, субкультура, контркультура, художественная культура.
На втором этапе каждая участвующая в дискуссии подгруппа получает термино-карту, состоящую из 6-8 ключевых понятий и терминов, содержащихся в данном учебном пособии. Они таковы:
Культура — это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
Духовная культура — это совокупность нематериальных ценностей, созданных творчеством людей: идей, идеалов, символов, норм, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций.
Структурная архитектоника культуры — структурное воплощение закономерностей строения, соотношения и взаимодействия основных факторов, определяющих социодинамику развития культуры.
Социодинамика культуры - совокупность изменений, трансформаций в историческом развитии культуры, смены в ней эпох, методов, стилей, форм.
Типы культуры - обобщенное выражение наиболее распространенных, повторяющихся, идеально-типических черт, особенностей и признаков, характеризующих определенную культуру и отличающих ее от других культур.
Функции культуры - значения и роли, выполняемые культурой по отношению к обществу как целостной системе, определенной общности (этнической, территориальной и т.п.), к определенной сфере жизнедеятельности людей, к отдельной личности.
Человекотворческая сущность культуры - высшее предназначение культуры, воплощающееся в ее решающей роли в формировании и развитии личности, ее духовного мира, жизненных позиций, смысложизненных установок, в духовном развитии общества, и одновременно процесс творения ценностей культуры созидательной деятельностью человека.
Система ценностей — совокупность социально одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о том, что свято для человека и общества, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливость, любовь, дружба, благо и т.п., служащих эталоном, образцом и воплощаемых в ценностных ориентациях и поведении личности, социальной общности.
Задача каждой подгруппы в течение 10-15 минут усвоить новые понятия, выделив в них основные отличительные признаки.
Участники игры поочередно устраивают друг другу мини-экзамен: воспроизводят своими словами определение того или иного понятия, отвечают на вопросы, касающиеся основных признаков изучаемых понятий.
На третьем этапе каждая подгруппа в течение следующих 10 минут составляет связный текст (социологическая информация, сообщение, социальная характеристика изучаемого объекта и т.п.), который будет оцениваться по следующим критериям:
а) количество использованных понятий, вошедших в термино-карту;
б) точность в употреблении понятий, количество правильно использованных понятий;
в) занимательность текста и исполнительское мастерство прочтения.
Оценка производится по пятибалльной системе.
В экспертную комиссию от каждой подгруппы приглашается один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой подгруппы.
По итогам проведения игры участникам, успешно справившимся с заданиями, выставляется общая оценка по конкретной теме занятий.
5. Список рекомендуемой литературы:
5.1 Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1.Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие/ Ионин Л.Г..- М.: Логос, 2006.- 280 с.
2.Ирхин, Ю.В.Социология культуры: учебник/ Ю.В. Ирхин.- М: Экзамен, 2006.- 525 с
3. Кравченко, А.И. Социология: в вопросах и ответах; учебное пособие/ А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2007.- 240 с.
4.Немировский, В.Г. Общая социология: учебное пособие/ В.Г. Немировская.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 320 с.
5. Радугин, А.А. Социология: курс лекций/ Радугин, А.А., Радугин, К.А..- М: Библионика, 2006.- 224 с.
5.2 Дополнительная литература
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов/ Гл.12. Социология культуры. Минск. 2001. 341 с.
2. Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры /М. Вебер // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. 411 с.
3.Ионин Л.Г. Социология культуры: [Учеб. пособие для гуманитар. и соц.-экон. направлений и специальностей вузов] / Л. Г. Ионин. - 2-е изд. - М. : Логос, 1998. - 278 с.
4.Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган; Акад. гуманитар. наук и др. - СПб. : ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 414,[1] с.
5.Клакхон К. Универсальные категории культуры // Личность, культура, общество. 2001. Г. III. Вып. 2 (8).
6.Комаров М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов / М. С. Комаров. - М.: Наука, 1994. - 317 с.
7.Орлов Э.А. Культура // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. Учеб. для вузов / [Осипов Г. В., Кабыща А. В., Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев (отв. редакторы) и др.]. - М.: Наука, 1995. - 373,[1]
8.Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. [и авт. предисл.] В. А. Ядов. - М. : Феникс, 1994. - 687 с.
9. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д..- М.: Аспект-Пресс, 1996.- 775