Что позволяет минимизировать негативные тенденции
К управленческой функции следует отнести и те способы ее воздействия на общественные процессы, которые нередко выделяют в самостоятельную функцию — идеологическую.
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ РАЗВИТИЕ ПРОТОСОЦИОЛОГИЧЕКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.
Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности.
Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.
В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.
Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.
Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ РАЗВИТИЕ ПРОТОСОЦИОЛОГИЧЕКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.
Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.
В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
В развитии официальной социологии выделяют четыре этапа. Первый этап начинается с появления разработанной О. Контом программы перестройки наук об обществе на «позитивных», эмпирически обоснованных принципах и длится приблизительно до конца XIX столетия. Он характеризуется интенсивным развитием эмпирических социологических исследований, однако между ними и социологической теорией пока еще не является системного звязку. В методологии преобладает позитивизм, под воздействием которого формируются такие направления социологического знания, как натурализм, эволюционизм, органицизм, соціал-дарвинизм и тому подобное. В этот период формируется и получает распространение марксистская теория.
Второй этап становления официальной социологии начинается с конца XIX ст. и длится до конца 20-х годов нашего столетия. На этом этапе происходит острый кризис натуралистической социологии и наступает резкий перелом в развитии социологической теории. Внимание социологов привлекают социальные действия и взаимодействия, разрабатываются методы «социологии, способной понять», концепции социологии личности, налаживается системный звязок между теорией и социологическими исследованиями (в частности в научной деятельности классиков социологии М. Вебера и Е. Дюркгейма), происходит институализация социологии как академической дисциплины, ее включают в учебные планы университетов, создают первые кафедры и факультеты, профессиональные ассоциации социологов и тому подобное.
Третий этап развития социологии, которая охватывает период конца 20—70-х годов ХХ столетия, характеризуется формированием основных ее современных теорий, отраслевой дифференциацией, дальнейшим усовершенствованием методов исследования. Четвертый этап начинается с 80-х годов. Его содержание звязаний с новейшей социологией, решением проблем современности.