Программа и методология социологического исследования.
Методология социологического исследования определяет его общее направление, представляет собой систему основных принципов и способов организации проведения и анализ результатов.
Методика социологического исследования – набора приемов и операций по установлению, систематизации и анализу социальных явлений.
Техникасоциологического исследования обеспечивает надежность, достоверность и полноту собираемой информации и представляет собой различные методики и приемы сбора информации и ее анализа.
Программасоциологического исследования включает в себя методологическую и процедурную части.
Программа должна предписывать определенные действия социологам по эффективности сбора информации, обеспечивать контроль этой деятельности.
В программе социологического исследования фиксируется
инструментарий –система методических и технических приемов проведения исследования, заключающихся в определенных операциях и процедурах, которые оформлены и зафиксированы в инструкциях, анкетах,
Таким образом, программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
36.Методы сбора и анализа социологической информацииПри всем разнообразии методов сбора информации обычно выделяют три основных метода: анализ документов, наблюдение и опрос.
Анализ документов - метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения.
Социологическое наблюдение –представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления.
Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный(интервьюирование).
Интервьюирование – представляет собой личное общение интервьюера (человека, который опрашивает) и респондента (человека, который отвечает на вопросы). Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью).
Письменный вид опроса – анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты.
Любое эмпирическое исследование осуществляется путем изучения некоей совокупности социальных объектов. Совокупность этих объектов – это генеральная совокупность
Выборка – процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности.
37. Интернет как коммуникационная среда. Исходной конфигурацией теорий взаимодействия является понятие "массовая коммуникация", Дж. Г. Мид в русле этих рассуждений рассматривал общество как результат совокупности процессов взаимодействия индивидов друг с другом.
Интернет выступает в качестве предмета междисциплинарных исследований в различных областях гуманитарного знания как фундаментальных
так и в относительно новых прикладных направлениях развития научной мысли,
В социологии в настоящее время сложились два основных подхода к изучению интернета.
Первый направлен на выявление социальных условий и предпосылок влияющих на институционализацию интернет-пространства как отдельную, относительно автономную сферу общественных отношений.
Второй подход ориентирован на выявление и оценку последствий воздействия интернета на деятельность других социальных институтов и организаций, на раскрытие влияния специфических характеристик интернет-пространства как особого вида социальной реальности на современное общество.
Отсюда и 2 основных концепции понятия «интернет»:
- технократическая (глобальная сеть компьютерных ресурсов с коллективным доступом на основе использования единой стандартной схемы адресации, высокопроизводительной магистрали и высокоскоростных линий связи с главными сетевыми компьютерами и т.п.) и
- социально-философская (всемирное информационное пространство; сложный многомерный социокультурный феномен; дефинициями понятия выступают - средство массовой коммуникации; информационно-коммуникативная медиасреда; виртуальное пространство и др.).