Марксистское направление в социологии.
Важный вклад в развитие социологии внес К. Маркс (1818—1883). Исходная идея в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношения, составляющие базис общества.
Структуру производительных сил составляют люди, прежде всего рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, а также сами эти средства производства.
Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ, который постоянно изменяется, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества, выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями
10.Социология П.Сорокина.Питирим Сорокин (1889-1968) считал, что социология, являющаяся наукой об обществе, должна, в первую очередь, изучать специфические особенности общества. Социология, по есть интегральная наука, изучающая человека и его взаимодействия с другими людьми в обществе во всем многообразии экономической, политической, религиозной, художественной, рациональной, иррациональной и иных форм жизнедеятельности в социокультурном пространстве общества,
П. Сорокин уточняет понятие «взаимодействие», под которым он понимает любое событие, с помощью которого человек реагирует на открытые действия или состояние ума, слова, жесты другого.
Изменения в социальном пространстве - это, утверждает П. Сорокин, - социальная стратификация и социальная мобильность
Социальная стратификация - это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге
Социальная мобильность - это перемещения индивидов и социальных групп от одного социального положения к другому.
11.Макросоциология: структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон).Топкотт Парсонс (1902-1979), создатель социологической доктрины структурно-функционального анализа, считал, что основной проблемой социологии является исследование процессов интеграции социальных систем. С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует как «открытая)-», взаимодействующая с окружающей средой.
Из этого следует, что социальные системы рассматриваются как сложные совокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определение рассматриваемого феномена «социальные системы - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами».
Следовательно, социальная система состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, взаимодействующих друг с другом в определенной ситуации, а их отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры.
12. Микросоциология: символический интеракционизм (Д. Мид). Основатель символического интеракционизма, американский, социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), усматривал решающее отличие человеческого бытия от существования животных в языке, придающем социальную специфику человеческому взаимодействию. Именно значимые символы, воплощаемые в языке, создают в процессе взаимодействия людей предпосылки к их социальному развитию.
Сторонники социодраматического ответвления символического интеракционизма К. Берк, Э. Гоффман, X. Даккенрассматривают взаимодействие между индивидами как своеобразные пьесы, в которых каждый человек одновременно является продюсером, приглашающим людей на определенные роли; актером, играющим отведенную ему роль, и режиссером, следящим за исполнением.
В рамках символического интеракционизма исследуется поведение не только отдельных индивидов, но и больших масс людей (Р. Тернер), массовых социальных движений (Г. Блумер). Групповая активность, приводящая к формированию коллективного поведения, означает, утверждает Г. Блумер, что индивиды действуют вместе определенным образом, между ними существует разделение труда и определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения.
Ключ к пониманию природы коллективного поведения дает круговая реакция - такой тип взаимного возбуждения, в рамках которого реакция одного индивида воспроизводит и одновременно усиливает возбуждение другого индивида.
13.Социология конфликта Р. Дарендорфа. Теория, разрабатываемая Ральфом Дарендорфом, исходит из наличия классов в индустриальном обществе и вытекающих отсюда отношений господства и подчинения, приводящих к конфликтам. С точки зрения Р. Дарендорфа, в течении последних лет в обществе стали опасно разрастаться три новых типа социальных конфликтов:
1) неразрешимые национальные конфликты;
2) индивидуализация социальных конфликтов, вспыхивающих в отношениях между индивидами;
3) конфликты, возникающие вследствие широкого распространения аномии, когда «нарушение общественных норм сходит преступникам с рук».
Важнейшим средством преодоления конфликтных ситуаций, считает Р. Дарендорф, является установление социального контракта между различными группами в двух его основных видах: 1) контракт доминации (власти, господства); 2) контракт ассоциации.
14.Психическая структура личности. Большинство расхождений и конфликтов в межличностных отношениях деловых партнеров связано с индивидуальными особенностями их психики. Эти особенности обусловлены не только генетическими, но и социально-культурными влияниями.Смена и чередование эмоциональных переживаний, аффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций и установок позволяет психике личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Такие ситуации зачастую возникают в деловом общении. Различные модификации социального поведения деловых партнеров свидетельствуют о наличии существенных отличий в их психической структуре. Сама же по себе психическая структура выступает как знак личности, выражает ее индивидуальность и психические особенности.
По своей сущности психическая структура не является неизменной, а скорее представляется движущим и текущим процессом.
Описать психическую структуру личности пытались многие теории. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую детерминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали характер психических реакций человека с его физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление соотношения различных элементов, уровней и систем психической структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга.
15.Социальная структура личности. Исследование структуры личности осуществляется в науке по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности. Первое («деятельностное») основание структурирования личности используется преимущественно в философии и психологии, а второе («отношенческое») — в социологической науке. Таким образом можно сделать вывод: структура личности, как и ее сущность, совершенно по-разному описывается в философии, психологии и социологии.Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой — как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором — на собственные возможности.Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях.
Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
16. Социальный статус личности. Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях.
Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.
Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: тс, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Предписанные статусы и роли. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями.
Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус.