Генезис политической партии.
Политические партии — один из немногих политических институтов, рождение которых неразрывно связано с генезисом либеральной демократии.
Процесс становления демократии происходил через два параллельных потока изменений европейских политических систем после 1789 г.:
1. институализация демократии — становление системы свободной конкуренции политических сил, постепенное снижение и отмена избирательных цензов, обеспечение тайного и равного голосования, установление контроля законодательных органов над исполнительными;
2. развитие и утверждение каналов политической мобилизации избирателей — формирование и укрепление политических (партий.
Отмечая особую роль и значение партий в функционировании представительной демократии, многие исследователи (причем и те, кто позитивно, и те, кто негативно оценивают данный институт) называют современное государство «партийным государством». Согласно определению К. фон Бейме: «Партийное государство понимается как тип современной демократии, в которой парламент утратил свое значение в качестве института выражения суверенной воли народа: парламенты в основном лишь ратифицируют те решения, которые в другом месте уже приняли партии, входящие в коалицию большинства».
Партии имеют длительную предысторию, поскольку политические группы интересов, в большей или меньшей степени организованные, всегда были неотъемлемым атрибутом политики. В связи с следовавший за ними промышленный переворот дал мощный толчок развитию политических партий. Постепенно они обретают ос-норы организации, вырабатывают программы, осваивают специфические методы политической работы. Несомненно и то, что решающее влияние на процесс становления современного типа партий оказало организованное рабочее движение. Как пишет российский политолог К.Г. Холодковский: «Партия как форма политической организации приобрела особое значение для тех социальных слоев, которые не чувствовали себя представленными в существовавших государственных институтах». Поэтому именно западноевропейские рабочие (социал-демократические) партии стали первыми массовыми партиями с фиксированным членством, сетью местных организаций и руководящими органами, регулярными связями между ними, членскими взносами, партийными уставами и программами. Возникновение во второй половине XIX в. классовых партий явилось следствием включения широких масс в политику. Именно партии выступают выразителями интересов общественных классов. Наряду с рабочими создаются буржуазные, крестьянские, мелкобуржуазные партии «социальной интеграции», которые перенимают у них формы организации и политические методы работы в массах. Правда, и в этот период образовавшаяся партийная структура общества целиком не совпадала с классовой. В дальнейшем такое несовпадение все более увеличивалась.
Сравнительно-исторический анализ процессов формирования партий и партийных систем в различных странах позволяет говорить о трех основных способах их возникновения:
1. партии, образованные «сверху», представляют собой организации, сформированные на базе различных парламентских групп, сегментов политических элит, групп давления, а также в результате партийного раскола по идейным и иным причинам;
2. партии, сформированные «снизу», на основе общественных движений, реализующих потребность в артикуляции и агрегации интересов социальных групп, конфессиональных, этнических, региональных общностей или же возникающие в результате объединения приверженцев той или иной идеологии либо харизматического лидера;
3. «комбинированный» способ характерен для возникновения партий в результате соединения встречных усилий элитарных групп и масс рядовых граждан (например, объединение парламентской группы с гражданскими комитетами по поддержке того или иного политического лидера).
Следует отметить, что первоначально демократия и не связывалась с существованием партий, а на всем протяжении XX в. выдвигались проекты преодоления негативных последствий партийном полтики- С одной стороны, в противовес «величайшему злу либеральрно-демократического государства — партийности» (Л. Блян) выдвигалась идея функционального, ответственного корпоративного представительства (см. подробнее 11.1), с другой— идея «беспартийных выборов».
однако реально и полно воплотить в жизнь доктрину корпоративизм в первой половине XX в. сумели лишь итальянский фашизм и ряд других авторитарных режимов.
Наиболее последовательной попыткой ликвидации партийной политики в условиях либеральной демократии было введение в начале XX в. «беспартийного» голосования в США. Практически это вылилось в исключение наименований партий из избирательных; бюллетеней. В период 1900—1920 гг. «беспартийные» избирательные бюллетени применялись в более чем 60% городов страны «с населением свыше 5 тыс. человек, а также на выборах в законодательные собрания двух штатов (Небраска и Миннесота). Хотя данную практику нельзя рассматривать как пример полной отмены партий, вряд ли можно предполагать, что партии полностью исчезнут даже в случае их действительной законодательной отмены. Ибо, как пишет американский политолог А. Уэйр, «идеал Х1Х^ в-. связанный с независимым народным представителем, тщательно взвешивающим все доводы "за" и "против" и выносящим обоснованное решение в интересах своих избирателей, не более чем химера».
при отсутствии политических партий, как показал опыт США, избирательный механизм не выполнял в достаточной степени функций по установлению ограничений на деятельность избранных политиков- В ходе «беспартийных» выборов осведомленность избирателей относительно «независимых» кандидатов (тем более что их, как правило, много в мажоритарном округе) была весьма невысок, поэтому выборы, как свидетельствует практика, выигрывали кандидаты либо лучше известные населению, либо занимающие в данный момент эту выборную должность, либо затратившие на избирательную кампанию больше средств, чем другие.
Отсюда массовое участие «независимых» кандидатов в избирательной кампании означает, что они должны финансировать свою кампанию из собственных средств, искать фонды или прибегать к помощи заинтересованных групп, с которыми после избрания надо бьц10 расплачиваться предоставлением определенных льгот и услуг- Таким образом, «независимые» кандидаты на самом деле связаны невидимыми для избирателя узами зависимости. Непартийные выборы не препятствуют попаданию во власть людей с темным, даже криминальным прошлым, из-за которого любая демократическая партия не приняла бы его в свои ряды и тем более не выставила бы его в качестве своего кандидата на выборах.
Другая характерная особенность «беспартийной политики» состоит в том, что отсутствие партий в законодательных органах может привести к потере внутренней связи в процессе формирования политики. Законодатели, не связанные ни партийными обязательствами, ни дисциплиной, быстрее других будут лоббировать либо свои собственные интересы, либо интересы своих «спонсоров». Правительство, стремящееся опереться на коалицию большинства в беспартийном парламенте, вынуждено будет покупать поддержку у «независимых» кандидатов, а для принятия решений заинтересованные лица будут вынуждены сколачивать кратковременные коалиции, которые неизбежно развалятся сразу же после итогового голосования, если не раньше. Таким образом, уничтожение партийных связей между законодателями из предполагаемого достоинства может обернуться не только недостаточной целостностью правительственной политики, но и чрезвычайно обостряет проблему коррумпированности и безответственности власти. Здесь будет уместно вспомнить слова известного французского социолога М. Дюверже о том, что «режим без партий обеспечивает увековечивание руководящих элит, сформированных по праву рождения, богатства или должности... человеку из народа чрезвычайно сложно пробиться в эту закрытую касту без поддержки партий, стремящихся растить собственные элиты».
В современных либеральных демократиях гражданское общество и государство интегрированы в единое целое посредством трех основных политических институтов: представительной системы государственной власти, всеобщего избирательного права и политических партий. Метафора «суверенной власти народа» означает сегодня, что власть в государстве исходит от народа и осуществляется им посредством его представителей, выбираемых на строго фиксированный срок на основе всеобщих, равных и тайных выборов. Поэтому политические партии играют исключительную роль в функционировании современных демократических представительных систем.
Требование создания многопартийной системы вытекает из стремления привести партийную структуру в соответствие с плюралистической общественной структурой современных государств. Без признания партийного плюрализма и оппозиции любая политическая система не может быть названа ни демократической, ни представительной. Однако роль представительного органа власти как выразителя «общей воли» в отличие от «воли всех» (Ж.-Ж.Руссо) означает, что в парламенте должны быть представлены не интересы отдельных социальных групп или личностей, а общезначимые политические интересы. Именно поэтому в демократических странах основными коллективными субъектами избирательного процесса и парламентского представительства являются политические партии. Они прежде всего призваны обеспечить связь политической системы и окружающей среды, выполняя функции артикуляции и агрегации социальных интересов. При этом партии в отличие от иных общественных объединений предназначены не для выражения отдельных корпоративных интересов, а для выявления и учета в групповых интересах общезначимого характер перевода его на общегосударственный уровень.
Именно поэтому политические партии берут на себя и формулирование коллективных целей для социума, предлагая различные цели и стратегии общественного развития. Расширяя пространство публичного политического процесса, партии стремятся преодолеть отчуждение маргинальных групп общества от политики, т.е. выполняют функцию политической мобилизации. Еще М. Вебер отмечал, «что соперничество за голоса масс подразумевает опору на организованные массовые партии и что такие партии обычно организованы иерархически и бюрократически. Партии приобретают голоса избирателей, поощряя последних идентифицировать себя с политическим имиджем партии и с ее руководством. Они упрощают стоящий перед избирателями выбор».
Отсюда следующая констатация: политические партии и регулярные выборы — это тесно взаимосвязанные и взаимозависимые институты демократической системы, а «демократия — это система, при которой партии проигрывают выборы». Чаще всего политические партии и определяются как организации, стремящиеся к выдвижению и избранию своих признанных представителей на государственные посты.