Понимающая социология» М.Вебера
Органицизм Г.Спенсера
Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию
наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует
термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко
критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального
и биологического организма:
1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего
конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают
значительно большей автономией.
2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой
символическую коммуникацию.
3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность
чувствовать и мыслить.
4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры
5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для
целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество.
по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют
для блага общества.
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался
сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это
обьединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую
трудность социологии Спенсера.
Понимающая социология» М.Вебера
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.
Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога.
То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
1. осмысленный характер;
2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Типы социального действия.
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
· целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
· ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
· традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
· аффективное — определяется эмоциями;
Виды социальных общностей
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.
Так, по количественномусоставу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.
По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.
По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.
Признаки общества
· Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.
· Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.
· Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.
· Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.
· Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.
Девиантное поведение.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид.
Также: Гемблинг (игровая зависимость)
Пищевая девиация (анорексия, булемия)
Сексуальные девиации (Педофилия, зоофилия, гомосексуализм)
Понятие социальной группы.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы:
1. наличие внутренней организации;
2. общая (групповая) цель деятельности;
3. групповые формы социального контроля;
4. образцы (модели) групповой деятельности;
5. интенсивные групповые взаимодействия.
Виды социальных групп.
Виды групп
Выделяются большие, средние и малые группы.
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
В зависимости от социального статуса и способа образования социальные группы делятся на:
- Формальные - организованные для реализации определенной задачи, цели или на основе специализированной деятельности (студенческая группа);
- Неформальные - добровольное объединение людей на основе интересов, симпатий (компания друзей).
Типы лидерства.
Лидер – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования лидерства выделяется три типа лидерства, соответствующие различным формам авторитета ( харизматический, традиционный и легальный типы ). В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство.
Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам : руководитель - подчиненные или лидер – последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга ( в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени.
Не нашла
Социальная стратификация
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.
В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров.
Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы.
Понятие глобализации
Глобализация- усиление процессов взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности экономических, политических, правовых, идеологических, культурных компонентов мирового сообщества. В последствии данное понятие стало трактоваться как процесс развития политических и экономических отношений в масштабах всей планеты, историческими свидетельствами которого стали многочисленные факты нового этапа развития мира. Три теоретических подхода к глобализации могут считаться классическими:
Теория империализма. Империалистическая экспансия (завоевание, колонизация, экономический контроль над другими странами) составляет суть стратегии капитализма, преследует три основные экономические цели:
- получение дешевой рабочей силы;
- приобретение дешевого сырья;
- открытие новых рынков сбыта товаров.
Теория зависимости. В соответствии с теорией зависимости, мировое сообщество развивалось неравномерно, в результате чего ядро индустриального мира (Соединенные Штаты, Европа и Япония) играет доминирующую роль, а страны третьего мира находятся в зависимости от этого ядра. Зависимость обычно выражается в том, что экономика стран третьего мира базируется на производстве товарных культур для развитых стран.
Теория мировой системы является наиболее сложной попыткой интерпретации картины мирового неравенства. Мир в рамках этой теории рассматривается как единая социальная система. Индустриальные общества и страны третьего мира возникли как различные составляющие единого процесса развития.
Понятие модернизации
Понятие модернизация обозначает сложную совокупность перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.
Этапы:
На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин.
На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации.
Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру.
Признаки глобализации
Основными характерными признаками глобализации являются:
- расширение торговли и ее либерализация;
- интернационализация оборота капитала и устранение препятствий для его движения;
- глубокие изменения в финансовой сфере, которая больше, чем другие формы сотрудничества;
- расширение деятельности транснациональных корпораций и их растущая экспансия;
- преобладающая ориентация спроса на мировой рынок;
- образование международных финансовых институтов.
50. Глобальные проблемы общественного развития. Признаки глобальных проблем
Глобальные проблемы — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.
Признаки глобальных проблем:
- глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
- острота проявления;
- комплексный характер;
- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
- особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;
- возможность их предотвращения, устранения и ликвидации последствий усилиями всего мирового сообщества;
- вызваны преимущественно антропогенными причинами;
- угроза направлена против человека как биологического существа.
Методы исследования
Метод– это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности.
Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.
§ наблюдение: включенное и обычное.В социологии как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.
§ опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое); Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать. § Анализ документа. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы. По способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.Метод контент-анализа.
КА- методическая процедура анализа всех видов текстов. Дословно - анализ содержания – опр-ся как техника выделения заключения, производимого по объективному и систематическому выделению характер-к текста, соответств-х задачам иссл-я.
Органицизм Г.Спенсера
Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию
наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует
термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко
критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального
и биологического организма:
1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего
конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают
значительно большей автономией.
2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой
символическую коммуникацию.
3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность
чувствовать и мыслить.
4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры
5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для
целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество.
по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют
для блага общества.
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался
сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это
обьединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую
трудность социологии Спенсера.
Понимающая социология» М.Вебера
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.
Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога.
То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
1. осмысленный характер;
2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Типы социального действия.
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
· целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
· ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
· традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
· аффективное — определяется эмоциями;