Эксперимент в социальных науках. Виды, функции, ограничения.
Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.
Виды эксперимента:
1. натурный
a. лабораторный
b. полевой
2. мысленный
Мысленный эксперимент - технология интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающая вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. Натурный эксперимент осуществляется путем целенаправленного воздействия на реальные объекты. Натурный эксперимент требует специальной системы организации исследования и особенно тщательного контроля условий, в которых оно проводится. Ошибки в организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни.
Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает.
Осмысливая экспериментальный метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, категорий анализа (системы переменных), экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы. Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента.
Главным результирующим документом характеризуемого метода здесь выступает протокол эксперимента, в котором должны быть отражены как минимум следующие позиции:
1. Наименование темы эксперимента.
2. Точное время и место его проведения.
3. Четкая формулировка проверяемой гипотезы.
4. Содержание экспериментального фактора (независимой переменной).
5. Характеристика зависимых переменных и их индикаторов.
6. Сущностное описание экспериментальной группы. 38
7. Характеристика контрольной группы и принципов ее отбора.
8. Описание экспериментальной ситуации.
9. Характеристика условий эксперимента.
10. Ход эксперимента, т.е. обстановка: до введения экспериментального фактора, в процессе его ввода, после его введения, после окончания эксперимента.
11. Оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария.
12. Заключение о достоверности гипотезы.
13. Прочие выводы.
14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.
15. Дата подписания протокола.
ВОПРОС № 12
Логика количественных исследований. Единицы анализа. Стандартизация. Типы администрирования опросов.
Логика количественного исследования 1
Механизм адаптации к социальным изменениям может включать допущение человеком изменчивости своего жизненного пути, что проявляется в его поведенческих проектах. При этом слишком жесткие или слишком подвижные, то есть предполагающие повышенную мобильность, поведенческие проекты способны понижать внутреннюю адаптированность человека. Первые чаще встречаются в группе 25-летних, а вторые - в группе 18-летних.
Поиск продолжений
Феномен подвижности, гибкости поведенческих проектов может интерпретироваться как чувствительность к свойствам текущего исторического момента. Однако здесь допустимы и другие, дополнительные, точки зрения (готовность рисковать, пребывание в состоянии психосоциального моратория, мировоззренческий релятивизм и т.д,).
Единицы анализа
Единицы анализа – элементы (части, структуры, подсистемы) изу-чаемого объекта, которые будут измеряться.
После определения системы категорий анализа выбирается соответ-ствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа. Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах, и многое другое. (Гильденгерш)
Стандартизация
В основе классификаций методов социологического исследования лежат понятия стандартизации - унификации параметров метода в рамках конкретного исследования (определенные требования к ситуации и процедуре), что позволяет проводить сопоставление данных; (пузанова)