Количественные и качественные методы
Количественные:
Опросы (цифры):
факторный анализ,
регрессионный анализ и др.
Качественные:
Интервью, наблюдения
(тексты):
контент-анализ, дискурс-
анализ, визуальный,
конверсионный анализ и др.
ПРИМЕРЫ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ
СБОРА ДАННЫХ
1)Интервью :
Опрос:
• Поквартирный
• Телефонный
• Онлайн
• Экспертный и др.
Качественное
интервью:
• Индивидуальное/
фокус-группы
• Биографическое
• Нарративное и
др.
2)Наблюдение :
С целью
подсчета
• Сколько?
• Формализованный
протокол
Включенное
наблюдение
(например:
этнография, case-
study)
К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:
- опросные методы;
- анализ документов;
- наблюдение;
- социологический эксперимент.
Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы – прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Одна из основных задач количественного социологического исследования — в сочетании с теоретическим анализом — состоит в определениипричин и следствий. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением.
Ко второй группе методов получения социологической информации относятся качественные методы исследования. Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная целькачественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:
- «case-study» (исследование случая);
- исследования этнографического типа;
- «устная история» (oral history);
- «grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории);
- «история жизни» (life story).
ВОПРОС № 5
Вопрос номер 5
Метод наблюдения
Близок к обыденной жизни людей
Но: направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксация существенных сторон социальных явлений, процессов.
Достоинство: осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов (в конкретных условиях и в реальном времени)
Но:- единичные случаи
-трудоемкость
-субъективизм наблюдателя
Сфера применения метода наблюдения:
-трудовые отношения (коллективы, организации)
- стачки, митинги (политические, трудовые)
-уникальныеявления, процессы
-и др.
Виды метода наблюдения
Лист для фиксации наблюдений Дж. Спрэдли
9 ключевых признаков:
1) Пространство: физическое местоположение или местоположения
2) Актор (деятель): люди, участвующие в происходящем
3) Деятельность: совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых людьми
4) Объект: наличествующие физические предметы
5) Акт: отдельные действия, совершаемые людьми
6) Событие: множество взаимосвязанных деятельностей ведущихся людьми
7) Время: временное упорядочивание происходящего
8) Цель: то, чего люди стремятся достичь
9) Чувства: ощущаемые и выражаемые эмоции.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Этно (народ), графос (описание), описательныйпринцип.
Длительное (не менее года) изучение культурной общности
Необходимость «проживать» совместно с изучаемым обществом
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ИЗУЧЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА (ПРИМЕР)
Исследование крестьянства Т. Шаниным и др.
С 1991 по 2001 год
Изучение российского крестьянства, реальной и неформальной экономики и политик российской деревни
Практика « длинного стола»- это регулярные встречи исследователей с целью обсуждения полученного ими опыта.
ВОПРОС №6