Количественные и качественные методы в психодиагностике.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях(феноменологический, клинический, исследование случаев, включенное наблюдение, оценивание и обыденное знание), а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми.

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения»

К.Пламера и В.В. Семеновой

Основания сравнения Количественные методы Качественные методы
Цель применения Макросоциологическое исследование Микросоциологическое исследование
Цель применения Дать объяснение причин изучаемого явления Понять изучаемое явление
Исследовательские задачи 1-Измерить параметры явления; 2-Установить взаимосвязи между отдельными параметрами; 1 Выявить обую картину явления; 2-Концептуализировать явление,интерпретировать его.
Позиция исследователя «сторонний» наблюдатель «сочувствующий» участник
В центре внимания исследователей 1 Социальные структуры и институты; 2 Объективные факторы; 3 Общие социальные процессы a. Человек; b. Субъективные факторы; c. Особенные, частные процессы
Исследовательские гипотезы формулируются До начала сбора данных По мере овладения данными
Исследовательские инструменты a. Разрабатываются до полевого этапа; b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей a. Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе; b. Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт
Исследовательские процедуры Стандартизованы; предполагается их дублирование Менее стандартизованы; дублируются редко
Единицы анализа Факты, события, высказывания, акты поведения Субъективные значения фактов для индивида
Логика анализа Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий Индуктивная: от фактов к концепциям
Основные способы анализа a. Классификация путем отождествления случаев; b. Статистическими способами; c. Систематизация a. Описание случаев без их отождествления; b. Путем обобщения выявленных оценок; c. вообржение
Данные исследования представляются в виде: Статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.
Валидность (надежность) достигается достоверным Повторением установленных связей Описанием случаев и выявленных мнений
Стиль исследования Жесткий, холодный Мягкий, теплый
     

Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения.

Содержание управленческой деятельности.

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности. Изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Синтетическая природа управленческой деятельности как индивидуально-совместной определяет не только ее принадлежность к особому, специфическому типу деятельности, но и обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей. Она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно непосредственно сам не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечных результатов. По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик. Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности — «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов.

Наши рекомендации