Вопрос 1. Предмет социологии
Вопрос 1. Предмет социологии
Предмет науки – часть объекта, на которую обращает внимание данная наука.
Объект социологии – общество.
Социология– наука о законах становления, функционирования и развития общества как целостной системы и включенных в него структурных элементов, а также об основных социальных категориях, которые фиксируют и описывают социальную реальность. Социология– наука о поведении различных социальных групп в обществе (в американской практике).
Вопрос 2. Структура и уровни социологического знания.
1) Фундаментальный уровень (общетеоретический). Наиболее связан с социальной философией.
2) Уровень теории среднего уровня. 1947год – Мертон.
А) теории социальных общностей
Б) теории социальных институтов
В) теории социальных процессов
3) Прикладной уровень (уровень конкретных социальных исследований).
Вопрос 3. Место социологии в системе социогуманитарных наук.
Социология вышла из социальной философии. Зародилась социальная философия в 6 веке до н.э.
Конт критиковал социальную философию за умозрительность, абстрактный характер, субъективность. Конт считал, что социология конкретна.
Тесно связаны между собой социология и социальная психология. Но психология обращается к психологическим мотивам жизни человека, а социология изучает человека в комплексе.
Все сферы жизни общества взаимопроникаемы. А социальная сфера пронизывает духовную, политическую и материальную сферы.
Вопрос 4. История социальной мысли от античности до начала 19 века
Социальная мысль развивалась в контексте социальной философии.
Периодизация социальной мысли:
1) Античная социальная мысль (с 5 в. до н.э. по 5 в. н.э.). Платон и Аристотель.
2) Средневековая социальная мысль (с 3-4 вв. до начала 14 в.) Фома Аквинский (13 век).
3) Этап ренессанса (эпохи возрождения) (с 14 до начала 17вв.). Макиавелли.
4) Социальная мысль 17 века. Гоббс, Локк.
5) Социальная мысль эпохи просвещения (18 – начало 19 вв.). Вольтер, Русо, Кант, Сен-Симон (учитель Конта).
До 19 века социология была разделом философии.
Вопрос 5. Социология Конта
Контвыделяет три основных этапа в развитии общества:
1) Религиозный (до 1300 года).
2) Метафизический (философский) (до времени работ Конта).
3) Позитивный (научный) (с работ Конта).
На 2 уровне появляются абстрактные формы изучения, а на 3 социология становится наукой.
Первоначально, социология имела название социальная физика.
Социальная статика – порядок, социальная динамика – прогресс.
Конт создает свою классификацию наук:
1) Математика
2) Астрономия
3) Физика
4) Химия
5) Биология
6) Социология, которая будет являться наукой при условии использования наблюдения, эксперимента, сравнения и математического аппарата.
Вопрос 6. Социология Спенсера
Спенсер продолжил развитие позитивистской социологии, которую впервые сформулировал Конт. Спенсер продолжал оставаться не только социологом, но и философом, поэтому социология, занимая в его системе важное место, к одной только социологии не сводилась. Основное внимание во всех работах Спенсера уделяется анализу понятия эволюция, причем эволюция, как в неживой природе, так и в живой природе и эволюция в социуме. Анализируются понятия интеграция, дифференциация, соединение, разложение. Спенсер считается представителем эволюционного подхода к философии. Вопросами революции занимался Маркс наряду с тем, как Спенсер изучал эволюцию. Иногда Спенсера относят к числу социал дарвинистов (перенос биологических явлений на социум). Спенсера также можно назвать основоположником организменного подхода (общество сравнивается с человеком, социальные институты с разными органами: деньги, банки – кровеносная система, правительство - мозг). Выделяет два основных типа общества: военное и индустриальное (промышленное). Промышленное – капиталистическое общество его эпохи. Военные – феодальные общества.
Вопрос 7. Социология Вебера
Теория социального действия. Вебер впервые вводит понятие социального действия и концепцию социального действия. Под понятием социального действия он понимает действие, совершенное индивидом или социальной группой, имеющее социальный характер.
Виды социальных действий:
1) Целе рациональные – такие действия, в которых и цели и средства являются рациональными. Вебер отмечает, что этот вид социальных действий стал распространен в западной Европе с начала 17 века.
2) Ценностно рациональные – действия, в качестве целей в которых выступают ценности. Этот вид действий Вебер считает самым высшим и правильным.
3) Аффективные – действия, совершаемые в состоянии аффекта. Первоначально они носят бессознательный характер, но потом они становятся причиной определенных сознательных поступков. Многие революции начинаются с этих действий (восстание на Потемкине спровоцировало русскую революцию).
4) Традиционные – действия, совершаемые под влиянием традиций.
Последние два типа характерны в основном для архаических обществ. Постепенно они уходят на второй план. Вместо них доминирующую роль приобретают ценностно рациональные действия.
Понятия социального действия становится одним из важнейших понятий теоретической социологии. Значительный вклад в его разработку внес Парсонс.
Дальнейшая работа Вебера - разработка учения о рационализации общественной жизни. Вебер считает, что рационализации подвергаются все сферы жизни общества. Бюрократия – результат рационализации управления, результат рационализации экономики – алгоритмичность действий работника. Это было особенностью западной цивилизации, но потом распространилось на все общество.
Теория бюрократии (к Веберу). Бюрократия по Веберу – процесс рационализации общественной жизни. Вебер считал, что за этим классом должно быть закреплено управление обществом.
Теория господства подчинения. Всегда существуют люди, готовые к подчинению, и люди, стремящиеся к господству. Для них характерно взаимное ожидание определенного типа поведения от своих оппонентов.
Типы лидерства:
1) Традиционный тип (власть по наследству)
2) Легально - демократический тип (характерен для демократических обществ. Формируется в 19 веке в Англии. Связан с избранием лидера)
3) Харизматический тип (милость божия. Ленин, Троцкий, Гитлер)
Концепция социологии – религии. Она была разработана в работе «Протестантская этика и дух капитализма». В 16 веке в северной Европе сформировалась новая ветвь христианства – протестантизм. Суть: это прежде всего этические взгляды, призывающие к бережливости, щепетильности, честности, порядочности. Все эти взгляды сформировали протестантскую этику, а она, в свою очередь, стала причиной появления нового экономического порядка – капитализма.
Чикагская школа
Уильям Томас (1863—1947). Совместно с ФлорианомЗнанецким провел и описал исследование случая (case-study) «Польский крестьянин в Европе и Америке», которое стало поворотным в развитии социологии в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря сформулированной теореме об определении ситуации:"Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям".[1]
ФлорианЗнанецкий (1882—1958). Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция.
Роберт Парк (1864—1944). Парк понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. («Самое лучшее для самых лучших»). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.
Уильям Огборн (1886—1959). Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. Использовал теории неврозов Фрейда и индустриальных психозов К. Паркера. С него началась концепция технологического детерминизма. В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля.
Особенности Чикагской школы социологии: 1) методика- анализ личности 2) государственный заказ 3) конкретика и прагматизм
Виды групп
Выделяются большие, средние и малые группы.
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
Функции социальных групп
Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:
- Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
- Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
- Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
- Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[6]
Вопрос 1. Предмет социологии
Предмет науки – часть объекта, на которую обращает внимание данная наука.
Объект социологии – общество.
Социология– наука о законах становления, функционирования и развития общества как целостной системы и включенных в него структурных элементов, а также об основных социальных категориях, которые фиксируют и описывают социальную реальность. Социология– наука о поведении различных социальных групп в обществе (в американской практике).