Вопрос 1. Предмет социологии общественного мнения.

Вопрос 2. Место социологии общественного мнения в системе социологического знания. Взаимодействие социологии общественного мнения с другими науками.

Социология общественного мнения является интегративной дисциплиной, стоящейся по функции изучения рефлексии определенных субъектов заданным объектом.

Взаимосвязь с другими науками за пределами социологии:

1. психология – способ формирования общественного мнения; психология масс, толпы

2. философия – генезис общественного внимания;

3. Юридические науки – общесвенное мнение о законах госудраства

4. политология – роль общественного мнения в формировании гражд. общества

5. этнология (этнические статус респондента, ом по вопросам нации и этносов)

6. математика - разработка методов исследования (выборка,

Вопрос 3. Формирование представлений об общественном мнении до XX века: в античности, в эпоху Возрождения, Новом времени, в XIX веке?

Первый интерес ко мнению проявился в Др. Греции. Носили философский или практический характер.

XII век – «общественное мнение» в Англии. Солсберри употребил его впервые. Использовали для обозначения мораьной поддержки парламента населением. Макиавелли и Роттердамский (XV-XVI вв.)- государь должен считаться с мнением народа. Дж. Локк. «Закон мнения» Зависимость поведения человека от мнения общества. Ж.-Ж. Руссо «Контрольное оценивание отношения группы людей к конкретному человеку». XVIII в. Дж.Юм – инструмент масс, которым влияют на правителя. Конец XVII в. –принят термин для одобрения или неодобрения публично обсуждаемых вопросов XIX в. – А. де Токвиль – мощное давление (гнет) подчиняющее индивида и принуждающее его к конформизму (поведению, принятому общественными нормами).

Платон – общественно мнение не истинно.

2 этап формирования понятия общественное мнение.

Тард и Лебон. Толпа- пласт общественного мнения. Средства массовой коммуникации – телефон, телеграф, массовый выпуск книг, газет – причина развития общественного мнения. Публика обладает общим разумом. Мнение, основанное на принятии или непринятии информации.

Гэлоп «Общественное мнение» Необходим инструментарий для опросов.

3 этап, начавшийся с последнего десятилетия XX века привнес новые методы изучения общественного мнения – основной – ONLINE опросы.

К концу 20 века на Западе оформились три наиболее влиятельные концепции общественного мнения.
1) Ю. Хабермас считает, что его концепция рассчитана на сохранение господствующего хозяйственного механизма. Общественное мнение - инструмент в руках господствующих классов, оно всегда является официальным и выражается в прессе и других официальных источниках.
2) Н. Луман считает, что для существования общественного мнения необходим не субъект мнения, а набор необходимых тем. Тема, приковавшая внимание - содержание общественного мнения. Темы живут в обществе своей жизнью, их распространение подчинено своим, особым законам. Общественное мнение "привязывается" не к отдельным индивидам, социальным группам, а к темам. Это позволяет говорить о всех людях одинаково; оно охватывает всех и перед ним все равны. Эта концепция оторвана от субъекта, поэтому её критикуют за абстрактный характер. В ней принижена социальная сущность общественного мнения.
3) Э. Ноэль-Нойман. Концепция представляет собой статистико-психологическое направление в исследовании общественного мнения. Она опирается на демоскопию - научно-статистическую составляющую общественного мнения, в которой присутствуют количественные данные и усматриваются различия между ними. Критики обвинили Ноэль за то, что она не учитывала качества мнений. В ответ они получили следующее: демоскопия исходит из признания равенства всех граждан, для неё все люди равны. При таком подходе нельзя составить прогноз развития общественного мнения.

Эти концепции различаются взглядами на субъект общественного мнения. Изучение общественного мнения связано с вопросом о власти.

Вопрос 11. Социальные оценки как базовый элемент структуры общественного мнения. Влияние ценностных ориентаций, установок и стереотипов на общественное мнение.

Общественное мнение - отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни, оно выражается в совокупности суждений и оценок.

Социальная оценка - одобрение или неодобрение, которые проявляют группа, организация или общество по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявленных к ним требований. Любое событие или явление, рассматривается человеком, прежде всего, с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. оценивается. Поэтому общественное мнение можно характеризовать как групповое оценочное суждение. По своему характеру или направленности социальные оценки могут быть положительными (одобряющими), отрицательными (осуждающими), нейтральными и иметь разную степень интенсивности. Социальные оценки различных явлений имеют разную степень рациональности. Например, оценочная деятельность подкрепляется эмоциями: радостью, враждебностью и т.д. Однако с течением времени эмоции ослабевают, и отношение к явлению, событию начинает реализовываться посредством сформировавшегося в обществе социального стереотипа.

Что влияет на формирование оценки?

-степень заинтересованности членами общества в данной проблеме;

-уровень информированности населения по той или иной проблеме (влияет на компетентность людей в той или иной проблеме);

-деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения.

Но самое сильное влияние оказывают:

-ценностные ориентации;

-установки;

-стереотипы.

Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка включает три аспекта:

- когнитивный - осознание объекта;

- аффективный - эмоциональная оценка объекта;

- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.

В теории Парсонса различают пары ценностных ориентаций, регулирующих выбор альтернатив действия, одной из них является аффективная либо аффективно-нейтральная, то есть оценочная или оценочно нейтральная.

Таким образом, социальная установка включает в себя эмоциональную установку объекта, ценностные ориентации регулируют альтернативу выбора действия одной из которых является оценочное действие, стереотип – выражает устоявшееся отношение к определенному объекту, следовательно их совокупность формирует социальную оценку индивидом той или иной ситуации. Индивид оценивает событие через призму своего сознания, поэтому общественное мнение подвержено влиянию стереотипов, установок и ценностных ориентаций доминирующих в обществе.

Вопрос 12. Понятие объекта общественного мнения.

Несколько вариантов:

Объект общественного мнения — та область социальной реальности, в отношении которой проявляется общественный интерес.

Социологи отмечают, что не все факты, явления попадают в поле общественного мнения. Отражаются только те факты, кот. Непосредственно связаны с материальными, социальными, политическими и другими интересами людей.

Объект общественного мнения — это то, по поводу чего склады­вается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает ин­тересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. К объекту общественного мнения относятся, как правило, многообразие точек зрения, оценок, суждений, высказываемых общественностью.

Вопрос 23. Факторы, влияющие на функционирование общественного мнения. Общественное мнение как социальный институт, взаимодействие с другими социальными институтами общества (политическими, экономическими, культурными и др.).

Что касается сферы проявления общественного мнения - это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчётливо общественное мнение даёт о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм.

На формирование оценок, которые будут определять общественное мнение, может влиять множество факторов, как личного, так и социального характера. Сюда могут входить возраст, физическое и психологическое состояние, профессиональные и интеллектуальные способности индивида, культура, в которой вырос человек или функционирует организация, политическая и экономическая среда, уровень жизни и образованности в той или иной стране, социальный статус индивида или социальная значимость компании и т.д.

В зависимости от условий, складывающихся в конкретный исторический момент, индивидуальные оценки и общественное мнение может меняться от нейтрального до восторженно положительного или резко отрицательного.

Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода "социальной власти", т.е. "власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия". Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества.

Факторы:

Управляемые:

1) Степень демократичности общества

2) Политический режим

3) Уровень развития массового сознания

4) Степень внешнего влияния

5) Дозирование информации, поступающих через Сми

Неувпрляемые: слухи, сплетни

Интервьюирование.

· Обычное интервью;

· Глубинное интервью.

Глубинные интервью дают особый эффект, когда респондент имеет личное отношение к проблеме à лучшее углубление в предмет.

Преимущество: более статичный метод, не требует много респо-в, быстрота получения результатов.

Наблюдение.

Требуется большое количество наблюдений, не одно.

Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.

Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре. Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.

В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.

Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

3) По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Фокус-группы.

Не требуют статистики. Этот метод особо эффективен как пилотажное исследование перед большим опросом. В ходе работы с фокус-гр может произойти выбраковка некоторых субъектов (либо неинтресная проблема, либо некоторые субъекты слабодоступны). Большое значение имеет опыт социолога, можератора.

Метод экспертной оценки.

Необходимо квалифицированно оценить полученные данные. Кол-во экспертов небольшое (2-3), главное – их квалификация.

Этот метод используется для оценки состояние, причин появления мнения, тенденций развития ОМ, оценки последствий влияния ОМ на принятие решений.

Метод анализа документов.

Применяется достаточно широко. Изуч личный док-ты (письма граждан), обществ док-ты (решения, декларации).

В случае больших массивов сходных документов используется контент-анализ (материалы прессы, законодательство, нормативные документы исполнительных органов власти).

Также применяются новые междсциплинарные методы изучения ОМ. Например, социальный эксперимент.

При использовании любых методов необходимо решить проблему надежности, репрезентативности, валидности, достоверности данных.

Вопрос 38. Применение новых междисциплинарных методов в исследовании общественного мнения.

Помимо основных методов изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ, фокус-групп и др. ), существуют качественные междисциплинарные и психологические методы в исследовании общественного мнения (разновидности проективных методик и демоскопических интервью (напр. «железнодорожный» тест («представьте, будто с вами в одном вагоне едет женщина, которая считает, что Медведев – кросафчег»); также используются вербальные техники в групповых качественных социально-психологических методах; еще интересный метод – «готовность публичного признания мнения» («согласились бы вы носить значок с лицом Медведева на лацкане вашего смокинга, или предпочтете татуировку на груди с Путиным?»). В общем-то, на психологии «междисциплинарность» изучения общественного мнения ограничивается, потому что химические, медицинские и физические методики изучения сабжа в нашей стране официально не разрешены.

Таблица 3. Типология онлайновых опросов, предложенная М. Купером

Методы, основанные на не- вероятностной выборке Методы, основанные на вероятностной выборке
1. Опросы для интереса 4. Опрос посетителей сайта, отбранных по принципу случайной выборки
2. Опросы для независимых посетителей (без регистрации) 5. Выборка комплектуется из специально созданнной базы данных о респондентах
3. Панели, образованные из зарегистрировавшихся добровольцев 6. Участники панелей, созданных на основе случайных выборок из социально-профессиональных групп
  7. Случайная выборка владельцев Интернета
8. Случайная выборка из населения
Подобно ряду других компаний, специализирующихся на проведении онлайновых опросов, Knowledge Networks создает респондентскую панель путем случайного отбора телефонных номеров. До середины 2002 года в выборку включались не только семьи, имевшие доступ к Интернету из дома, но и семьи, не имевшие компьютора или Интернета. Они бесплатно получали соответствующее «железо» и доступ к Интернету; таким образом, охватывалось 96% всего населения Америки. При необходимости из этой панели с помощью простой случайной выборки извлекается 1000 респондентов для опросов, репрезентирующих население страны в целом, но могут строится и выборки для проведения целевых исследований. В августе 2002 года процедура комплектования панели несколько изменилась. На рубеже 2002 - 2003 годов произошло, можно утверждать, ключевое событие в истории развития опросов: Knowledge Networks в кооперации с Фишкиным провели первый онлайновый опрос обогащенного общественного мнения. В течение четырех недель 280 участников панели Knowledge Networks, объединенных в 15 групп по 10-20 человек, дважды в неделю «встречались» в сети и при участии опытного модератора обсуждали тему исследования – роль Америки в мире. Специальная техника позволила респондентам в прямом смысле говорить (не обмениваться электронными сообщениями) друг с другом, и это приблизило онлайновую дискуссию городскому собранию Новой Англии. Перед каждой сессией дискутанты читали специально подготовленные материалы «Роль Америки в мире». Кроме того они могли отправить свои вопросы экспертам: ответы размещалась на web-сайте. Взгляд в целом на опросную технологию Джеймса Фишкина Не имея возможности для тщательного рассмотрения особеннстей методов, приемов проведения опросов обогащенного общественного мнения и анализа результатов, полученных при применении этой новой исследовательской технологии, рассмотрим экспертные мнения о ней. Новая революционная технология В ряде публикаций Фишкин приводит серию высказываений известных ученых и крупных политиков о значении его опросной технологии. В них нет анализа свойств метода, но присутствует некая обобщенная рационально-эмоциональная оценка, признающая революционность нововведения и подчеркивающая его важность для развития демократии. Приведем некоторые из экспертных мнений: Профессор Роберт Дал: ... метод опроса «является самой многообещающей инновацией в демократической практике, которая мне известна. Я надеюсь, что в наступающем столетии, он будет широко использоваться в Соединенных Штатах и в других демократических странах». Профессор Норман Бредбэрн: схема опроса «комбинирует две знакомые технологии – выборочные опросы и фокус группы - в мощную новую технику измерения информированного общественного мнения. Я думаю, что это наиболее инновационный подход к изучению общественного мнения, начиная с развития научного опроса в 1930-ых».
Профессор Филип Конверс: «С позиции гражданских и демократических ценностей, опрос обогащенного общественного мнения – это восхитительно свежая точка роста. С научной точки зрения, он обещает нам приблизиться к чему-то, находящемуся вне того, что мы узнаем при использовании стандартного опроса общественного мнения о том, как избиратели постигают новую информацию, опираясь на политические представления. Это – фантастическое изобретение».
Вице-президент США Альбер Гор, отвечая на вопросы делегатов the National Issues Convention broadcast, January 16, 1996) «Думаю, что это удивительное изобретение. И если в этой группе есть кто-либо, задумывающийся о том, ведет ли это изобретение куда-дибо или уже привело, вы должны остановиться в этих размышлениях. Я думаю, что мы достигли огромного успеха…».

Является ли опросом опрос обогащенного общественного мнения? Итоги первого общенационального опроса обогащенного общественного мнения, проведенного в 1996 году, через несколько месяцев были детально проанализированы на пленарном заседании Американской Ассоциации исследователей общественного мнения, озаглавленном: «Делиберативные опросы: что они привносят в наше понимание общественного мнения?» Помимо позитивных оценок нововведения были высказаны сомения по поводу природы использованного метода изучения общественного мнения и значения получаемых результатов. Прежде всего не было единства в признании предложенного исследовательского метода опросом; в нем увидели своего рода эксперимент с интенсивным использованием опросных технологий измерения общественного мнения. Второе, отмечалось, что изменение мнений респондентов могло быть не следствием более глубокого понимания ими обсуждавших социальных проблем, но эффектом давления групп, в которых они анализировали эти проблемы. Кроме того, говорилось о возможности манипуляции мнением при осуществлении процедуры обогащения мнений. Наконец, указывалось на трудоемкость и высокую стоимость новой процедуры опроса. Прошло восемь лет с момента той дискуссии, но неоднозначность в оценке природы нового метода сохраняется. Так, М. Купер, один из признанных специалистов в области методологии опросов, в письме автору этого текста отметил, что не рассматривает deliberative poll как poll, но скорее как крупномасштабный эксперимент, как особый тип фокус группы или вообще как некий принципиально новый метод. Пост-гэллаповские опросные технологии Дискуссии о том, явлется ли опрос обогащенного общественного мнения опросом или это новый синтетический прием изучения общественного мнения, может быть придан новый поворот, если попытаться рассматривать его в рамках более общей темы – развитие опросных технологий. Зондирование электоральных установок в Америке началось в первой трети 19 века, и за прошедшие почти два века многое изменилось в методике опросов. Наши исследования показывают правомерность классификации всего множества использовавшихся, используемых и нарождающихся опросных приемов на три группы. Первая группа, догэллаповские опросы, или ненаучные. Вторая группа – научные опросы, включаюшие в себя репрезентативную выборку и личное или телефонное интервью. Третья – становящиеся новые научные технологии опроса, включающие в себя негэллаповский тип коммуникации между респондентом и исследователем на фазе сбора первичной информации. Сегодня в практике изучения общественного мнения сосуществуют методы, принадлежащие к разным группам, но их жизнь проистекает в разных нишах. На наш взгляд, метод, предложенный Фишкиным – это одна из разновидностей пост-гэллаповских приемов изучения мнений. Новый метод не вытесняет гэллаповскую традицию, но развивает ее и надстраивается над нею, стремясь уловить новые токи в общем направлении развития американской демократии и пытаясь максимально учесть достижения компьюторных технологий наступившего века. Дискуссионный День Научным и практическим продолжением многолетнего анализа деятельности различных дискуссионных форумов и опыта проведения серии опросов обогащенного общественного мнения стало предложение Джеймса Фишкина и политолога-экономиста Брюса Акермана о проведении общеамериканского Дискуссионного Дня. По американской традиции его уже нередко обозначают «ДД». Суть ДД сводится к установлению в стране раз в четыре года двух выходных дней за две недели до выборов президента. В эти дни, по замыслу социальных изобретателей, избиратели должны собираться в библиотеках, в зданиях школ и в других подготовленных помещениях, чтобы в малых и больших группах (от 15 до 500 человек) обсуждать центральные проблемы избирательной кампании. В случае успеха ДД в стране должно многое измениться: кандидаты, СМИ, партийные активисты, группы интересов, реклама, поллстеры, лоббисты, политические партии. Избиратели будут лучше знать программы кандидатов, и выборы станут более осознанными. Кроме того ДД будет иметь важное социально–психологическое и воспитательное значение. Он освежит повседневность. В социальной атмосфере возникнет ожидание ДД. Не желая выглядеть перед соседями совсем несведующими, люди будут готовиться к осбуждениям, миллионы граждан станут внимательнее следить за новостями и пробывать дискутировать происходящее. Безусловно, сами авторы ДД понимают необычность своего социального проекта и не склонны недооценивать «серьезных политических обстоятельств, которые могли бы блокировать принятие чего-либо подобного ДД». Однако в политической жизни Америки есть симптомы того, что идея проведения ДД все же не будет полностью отторгнута, и обществом будет вырабатывать механизмы претворения этой идеи в жизнь.
[1] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 62.

Вопрос 1. Предмет социологии общественного мнения.

Термин «общественное мнение» возник в Англии в конце XVII в., а концептуальное определение понятия общественного мнения дал Гегель в «Философии права». Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом. Что касается социологии общественного мнения, то это специальная социологическая дисциплина, предметом которой является установление закономерностей и функционирования общественного мнения социальных общностей (классов, наций, социальных групп) по актуальным проблемам действительности. Общественное мнение связано и с неофициальными взглядами, оно является неофициальным сознанием в разных формах общественного сознания. В зависимости от специфики предмета отражения, от его большей или меньшей сложности, от его практического значения общественное мнение входит в состав той или иной формы сознания с разной степенью интенсивности: меньше оно распространено в сфере философии и науки, зато в сфере политики, морали, искусства имеет широкое хождение и обладает большой реальной силой.

Необходимо отличать содержание мнений, субъективное отношение к фактам от самих этих фактов. Например, о мотивах трудовой деятельности нельзя судить по ответу на прямой вопрос: «Что для Вас является ведущим мотивом труда?» В действительности то, что человеку кажется иногда главным, на самом деле не является таковым. Необходимо проанализировать и сопоставить разные мотивы суждения, чтобы выяснить их роль в общей массе других мотивов.

Задача социолога - в каждом конкретном случае определить, насколько адекватно общественное мнение отражает истинное положение вещей. При этом, если он сталкивается со стихийно выраженным общественным мнением, необходимо определить степень его отражательной способности в прошедшем. Если же он сознательно организует исследования общественного мнения, то с самого начала следует создать максимум объективных и субъективных условий для того, чтобы степень истинности высказанного мнения в отношении к действительности была, во-первых, предельно высокой, а во-вторых, измеренной с возможно большей точностью. может быть многозначным по своему содержанию, т. е. допускать возможность различного толкования отраженных в них явлений. Социолог должен ставить вопрос в такой форме, чтобы обеспечить однозначность ответов. Общественное мнение в каждом конкретном случае относительно, т. е. отличается ситуативностью, включает в себя эмоциональные и даже иррациональные моменты. Явление транзитивности заключается в том, что отличаемый субъектом мнения признак является признаком самого говорящего субъекта, т. е. может быть перенесен на него.

И наконец, следует учитывать, что общественное мнение может выражать ту или иную установку группы, ее приверженность к тем или иным ценностям (реферативные группы). В ходе изучения данного курса студенты должны овладеть методиками и понятийным аппаратом социологических исследований общественного мнения, что достигается регулярным повторением пройденного материала.

В рамках данного курса предусматривается решение следующих задач:

· Определить предмет и место социологии общественного мнения в системе социологического знания, а также ее взаимосвязь с другими общественными науками;

· Проследить генезис теоретических подходов к изучению феномена общественного мнения;

· Ознакомиться с важнейшими теоретическими и эмпирическими исследованиями российских и зарубежных специалистов изучения общественного мнения;

· Раскрыть социальную природу, социологические характеристики и свойства общественного мнения как важного духовно-практического феномена;

· Определить основные сферы формирования общественного мнения; динамику, каналы выражения, субъекты и объекты

· Выявить проблемы методического обеспечения изучения общественного мнения в социологии;

· Освоить основные методики прикладных исследований общественного мнения;

· Приобрести практические навыки эмпирических исследований общественного мнения;

· Изучить актуальные проблемы общественного мнения в современной России.

Наши рекомендации