Психологический айкидо как способ ухода от конфликта.
Психологическое айкидо – это эффективная техника гашения межличностных конфликтов, подавления чужой агрессии и поддержания хороших отношений с окружающими людьми. Психологическое айкидо по своей сути является весьма результативным способом управления чужой энергией. Эта техника позволяет переводить враждебную энергию в русло сотрудничества. Освоив приемы психологического айкидо, человек научается разрешать конфликты без криков и ругани, но максимально спокойно и быстро, извлекая для себя только выгоду.
Умение налаживать дружеские отношения с окружающими людьми и быстро выходить из сложных ситуаций – качество невероятно ценное. Однако большинство людей не умеют безболезненно разрешать конфликты, из-за чего терпят множество неудобств. Ведь неумение общаться может обернуться не только испорченными нервами и одиночеством, но также вынужденной сменой работы, переездом в другой город, испорченной репутацией и т.д. Основная ошибка людей, оказавшихся в конфликтной ситуации, - это негативная реакция на чужую агрессию. Психологическое айкидо предлагает противоположный подход – не бить в ответ, а уклоняться от ударов. То есть реагировать на нападки человека самым неожиданным образом.
Главные принципы психологического айкидо: до конца оставаться сдержанным и дружелюбным, уважать право другого на свое мнение, даже если оно кажется неверным. Психологическое айкидо – это не сопротивление чужой энергии, а скрытое управление ей. Основная техника психологического айкидо – это уход от ударов противника посредством замены отрицания согласием. Например, Вам говорят, что Вы глупы. Вместо того чтобы обозвать в ответ обвинителя дураком, Вы спокойно отвечаете: «Я с Вами полностью согласен, я действительно глуп». Психология человека такова, что, когда он получает на свою агрессию неожиданную реакцию, то он впадает в состояние растерянности. После нескольких подобных уходов от удара, обвинитель просто теряется, он не знает, что сказать в ответ, и конфликт моментально исчерпывается. Таким образом, нападающий оказывается обезоруженным, а Ваши нервы – целыми. А то, что Вы назвали себя глупым, вовсе не значит, что у Вас нет самоуважения. Напротив, Вы демонстрируете себя как мудрого уравновешенного человека, которого не так легко вывести из себя.
Усилить эффект обезоруживания противника можно, изобразив восхищение, соглашаясь с его утверждением. Вы словно восторгаетесь его наблюдательностью. Вернемся к приведенному выше примеру. Вас называют глупым, а Вы отвечаете: «Да, я глуп, и это прекрасно, что Вы обнаружили это так скоро». Еще более действенный способ – это усиление того, качества, которое Вам приписывают. Например, на то же заявление, что Вы глупы, в ответ Вы говорите: «Я не только глуп, но также забывчив и невнимателен – настоящий пустоголов» или: «Вы говорите слишком мягко, моя глупость заслуживает более брутальных выражений». Такая техника действует безотказно, человек дезориентируется уже после двух трех-трех подобных высказываний.
Однако, даже зная о приемах психологического айкидо, многие люди, находясь в эмоциональном состоянии, не успевают продумать свой ответ, и поддаются на провокации нападающего. Все дело в том, что чаще всего мы действуем механически, согласно установленным в обществе шаблонам. Чтоб овладеть приемами психологического айкидо, нужно заранее подготовить себя соглашаться со всеми утверждениями человека, с которым у Вас складываются напряженные отношения. Вам вовсе не надо тратить свою энергию на изобретение оригинального ответа, Вы просто спокойно выслушиваете доводы оппонента и во всем соглашаетесь с ним.
И, тем не менее, для многих в таких ситуациях самым сложным является именно сохранение спокойствия. Действительно, как не поддаться гневу, когда Вас незаслуженно обвиняют? Есть несколько упражнений, которые помогают снять эмоциональное напряжение во время конфликтной ситуации. Самое эффективное – это дыхательная гимнастика. Помогут и некоторые формулы самовнушения. Например, попробуйте уменьшить значимость ситуации. Мысленно задайте себе вопрос: «По сравнению с каким событием данная ситуация кажется менее ужасной?» Безусловно, по сравнению с болезнью, войной или стихийными бедствиями ссора с коллегой оказывается событием абсолютно незначительным, а потому стоит ли она Ваших нервов? Существуют и другие методики быстрого снятия взволнованности.
После того, как Вы успокоитесь сами, Вам необходимо погасить агрессию Вашего противника. Добиться этого можно следующими методами: выдержав длительную паузу, снизив голос до мягкого полушепота, изобразив внешнее спокойствие, сделав утвердительные кивки головой и т.д. Можно также попробовать перевести внимание собеседника на что-то, что не имеет отношения к разговору. Например, задать отвлекающий вопрос или неожиданно посмотреть на какой-то посторонний объект. Попробуйте на нападки Вашего знакомого ответить вопросом: «Ты смотрел вчерашний матч, не знаешь, как сыграла наша команда?» или посмотрите в окно и обратите его внимание на происходящее на улице. А вот чего не стоит делать во время ссоры, так это повышать голос, оскорблять противника и оправдываться.
Для гашения конфликта при выяснении отношений можно воспользоваться следующей схемой. Сначала Вы спокойно выслушиваете предъявляемые Вам претензии, не прерывая собеседника и не демонстрируя свое недовольство. После того, как нападающий выпустит свою ярость, Вы спокойным голосом объясняете ему, что понимаете его эмоции и признаете его право на гнев. Фразы типа: «На Вашем месте я поступил бы также», «Я понимаю, почему Вы злитесь» и т.д. оказывают на противника положительное действие. После этого Вы предлагаете ему совместно найти решение возникшей проблемы. Таким образом, Вы переводите ссору в русло переговоров, и конфликт сходит на «нет».
Помните, что попав в конфликтную ситуацию, человек, как правило, легко поддается своим эмоциям и не прислушивается к голосу разума. Если человек повышает на Вас голос, это значит, что он теряет самообладание, контроль над собой и осознанность. Если Вы научитесь в подобных ситуациях оставаться невозмутимым, то сможете легко управлять энергией своего противника, не растрачивая при этом свою. Это и есть главный принцип психологического айкидо.
Психологическое айкидо – это действенная методика гашения чужой агрессии и прекрасная самозащита от чьих-либо оскорблений и нападок. Освоив эту технику, Вы сможете быстро и легко выходить из любого конфликта, не теряя своего достоинства, а также сохранять добрые отношения с окружающими Вас людьми и легче добиваться своих целей.
Задача «голая правда»
Классификация конфликтов.
По направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные, смешанные.
К горизонтальным относятся такие конфликты, в которых не участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении. К вертикальным - те, в которых участвуют лица, находящиеся один у другого в подчинении. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.
На конфликты, имеющие вертикальную составляющую (т.е. вертикальные и смешанные конфликты), приходится в среднем от 70 до 80% их числа. Они наиболее нежелательны для руководителя, ведь руководитель, участвуя в этом конфликте, "связан по рукам и ногам". Ибо каждое действие и распоряжение в данном случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсируется, как правило, домыслами, преимущественно негативного свойства. Тем самым конфликт углубляется.
Ясно, что чрезвычайно трудно работать в таких условиях, когда каждое распоряжение может вести к углублению конфликта.
Уже из этого предварительного рассмотрения понятны некоторые установки руководителя: наибольшую осторожность проявлять по отношению к вертикальным конфликтам (стараться погасить их в зародыше).
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). Первые приносят пользу делу, вторые - вред. От первых уходить нельзя, от вторых - необходимо.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые (как следует из названия) - субъективными.
По сфере разрешения конфликтов можно их подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере.
Взаимосвязи
Конструктивные конфликты имеют объективные причины. Деструктивные конфликты своими причинами могут иметь как объективные, так и субъективные факторы.
Разрешаться конструктивные конфликты должны как в деловой, так и в личностно-эмоциональной сфере. Дело в том, что конструктивный конфликт, порожденный объективными причинами, в процессе его разрешения (что весьма длительно по времени) вызывает напряженные отношения между участниками этого конфликта. Поэтому полное разрешение конфликта должно означать как реакцию на объективные причины, так и устранение возникающих личных неприязненных отношений