Вопрос 35. Социологическое понимание гражданского общества.
1.Гражданское общество - совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе без вмешательства государства.
Гражданское общество обычно соотносят с понятием государства. Государство является формой выражения общезначимых интересов индивидов, а сферу гражданского общества составляет повседневная жизнь индивидов. Для реализации частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, негосударственные средства массовой информации, учреждения культуры; научные, профессиональные и спортивные объединения; ассоциации и союзы. Гражданское общество и государство дополняют друг друга и зависят одно от другого.
2.Главным признаком и основой гражданского общества является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений. Произошло законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства.
3. Трактовку гражданского общества дают множество концепций:
либеральная трактовка (Т.Гоббс и Дж.Локк) ввела понятие "гражданское общество" для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Естественному, догосударственному состоянию общества противопоставляется цивилизованное, олицетворяющее порядок и гражданские отношения. Гражданское общество создается заключением общественного договора;
• позитивно-либеральный подход (Г.Гегель) рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности.Основой гражданского общества является частная собственность;
марксистская теория (К.Маркс) рассматривала государство как фундамент всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов - решающим фактором исторического развития. Совокупность производственных отношений индивидов и соответствующие им производительные силы составляют базис общества. Экономический базис обуславливает надстройку, политические институты, право, мораль, религию, искусство и т. д. Государство - это инструмент политического господства класса, обладающего средствами производства. Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством возможно путем создания нового типа общества без государства -коммунистического, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития всего общества. При коммунизме проблема противостояния государства и гражданского общества теряет всякий смысл;. социал-демократическая традиция (И.Шумпетер) основана на признании политики сердцевиной гражданского общества. С помощью властных отношений политика пронизывает общественную жизнь, формирует облик гражданского общества, оказывает стабилизирующее воздействие на него. Государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, дабы гарантировать, что они будут управляться демократически. В связи с этим необходимо государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов; введение гарантий прожиточного минимума, страхования и т. п.
Все существующие интерпретации гражданского общества можно в итоге свести к двум:
гражданское общество также рассматривается как социальная категория (универсальная), которой обозначают пространство межличностных отношении, противостоящих государству в любой его форме. Будучи сферой реализации повседневных потребностей индивидов, гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом;
Гражданское общество выступает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность западной цивилизации обусловлена балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их сбалансированное взаимодействие способствует движению сознания к постоянному совершенствованию человека, гражданского общества и государства.