Полит.мысль эпохи возрождения и нового времени.
Объекты и субъекты политики
Субъект политики – носитель практической деятельности, источник активности, направленной на объект политики.Объект политики – та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике.Основными признаками политической субъектности являются: способность и возможность принятия политических решений, наличие средств и возможностей реализовать принятые решения, практическое участие в политической деятельности, ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками. Непосредственным субъектом политики являются и те институциональные организации, которые формируются с целью защиты интересов социальных групп. К ним относятся предпринимательские, профсоюзные, лоббистские, молодежные общественные организации. Виды субъектов политики:
Участвующие непосредственно: государство, партии, политические лидеры и элиты, общественные организации и движения
Принимающие опосредованное участие: крупные социальные группы и общности, различные группы интересов
Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя — отношения между государствами на международной арене. Объекты власти – индивид, социальная группа, масса, класс.
Политическая идеология. Основные политические идеологии современности
Политическая идеология – это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.
Уровни политической идеологии:
- теоретико-концептуальный – формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства.
- программно-политический – разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс.
- актуализированный – степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях
Функции политической идеологии:
- образовательно-воспитательная – овладение массовым политическим сознанием
- пропагандистская – создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства
- интегрирующая – сплочение общества на базе общегосударственных патриотических или групповых ценностей
- мобилизационная – стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач
Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах. Основные идеологии современного мира – консерватизм, либерализм, радикализм – отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.
Типы политических идеологий:
- консерватизм – главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.
- либерализм – главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.
- радикализм – решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей, может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.
Сми в политике
В течение длительного периода главным источником информации служила пресса – газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо были вовлечены в политический процесс.
Началом «эры телевидения» считается 1952 год, когда оно впервые было использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы получают все более растущее признание и применение во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России.
В зависимости от того, в чьих руках находится телевидение, его можно использовать для
• объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире
• просвещения и воспитания
• манипулирования в интересах тех или иных групп людей
Основные функции СМИ:
1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации)
2. «Редактирование» (отбор и комментирование информации)
3. Формирование общественного мнения
4. Распространение культуры
Иными словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. В большинстве развитых стран они представляют собой частнопредпринимательский институт, отрасль экономики. Экономическая деятельность СМИ основывается на сборе, производстве, хранении и продаже информации. В этом качестве они подчиняются законам рыночной экономики.
Влияние СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви, общины и других институтов. Нельзя не учитывать того, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ.
Особенностью информационной или телекоммуникационной революции стала замена однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью. Появление кассет и кабельного телевидения создает новые возможности для участия в информационном обмене.
Характер взаимоотношений правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое правительство сейчас у власти, какие проблемы в центре внимания, какова ситуация в мире и т.д. Государство в развитых капиталистических странах является крупнейшим производителем информации. Помимо законов, регулирующих деятельность СМИ, государство само участвует в распространении информации через свои агентства. Важным инструментом осуществления влияния правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий.
По мере все более широкого проникновения стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики политические кампании более явно приобретают характер рекламных. То есть в области СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности – «политический маркетинг».
Он включает в себя три этапа:
1. Социальный, экономический, политический анализ места действия.
2. Выбор стратегии, определение целей для обработки различных групп избирателей, выбор темы кампании, тактики использования местных и национальных СМИ.
3. Продвижение кандидатов.
Телевидение в данном случае обладает большей способностью подать личность, нежели идею или программу. В результате политика максимально персонифицируется. СМИ превратились в одну из важнейших конструкций в инфраструктуре политики, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским обществом.
Полит.мысль эпохи возрождения и нового времени.
Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли, который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.
По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.
Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям.
Политическая мысль Нового времени
Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.
Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки.
Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье. В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.
В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.
Основные компоненты политической теории марксизма:
— принцип экономической детерминации политической жизни:
способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;
— идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического процесса;
—рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый;
— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества.
50. Полит.мысль Запада в 20веке.
Генетически первым в истории современной западной цивилизации возник либерализм. Либерализм - сложное, многоплановое явление. Это и тип мировоззрения, определенный способ мышления, и политическая доктрина, и конкретная политическая практика.
Как идеология либерализм - это система принципов, ценностей, установок, императивов, норм, призванных отображать и регламентировать жизнедеятельность капиталистического общества.
Основная особенность либеральной идеологии заключается в ее открытости и динамизме, способности чутко реагировать на объективные изменения в общественной жизни, генерировать новые идеи и подходы, модифицироваться, подстраиваясь под требования времени.
С середины XX в. либерализм начал резко терять свои позиции в политической и духовной жизни. В политическом дискурсе приобрела широкое распространение тема "смерти либерализма", а один из ведущих американских социологов Р. Нисбет заявил, что место либерализма "на мусорнике истории".
Адепты либеральной идеи начали лихорадочно искать пути выхода из кризиса и нашли их в существенной трансформации исходных основ либеральной идеологии, которая привела к сближению с консерватизмом и социал-демократизмом.
Непереоценим вклад западной политологии в исследование плюралистического характера политического процесса. Основателем концепции политического плюрализма считают американца Дж. Медисона, который впервые заговорил о нем в 1787г.
Основная функция плюрализма - легитимизация разнообразия, направленная на утверждение свободы всех социальных и политических групп проявлять и защищать свои законные интересы.
Политический плюрализм западная наука толкует не просто как принцип, а и как определенный механизм осуществления власти в государстве. Поэтому он предусматривает и процесс легитимизации различных интересов, и механизм регулирования конфликтов между этими интересами, стабилизации социального организма, возможность доступа к государственной власти всех заинтересованных групп независимо от социальной значимости и силы.
51. Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические
идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.
Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).
Характерные черты народнической идеологии:
— критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;
— идея общинного социализма — переход к обществу без классов;
— наличие “критически мыслящей личности”;
— политическим инструментом воздействия личности на массу служит организация революционеров.
В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.
Политические аспекты идеи соборности:
— провозглашение антииндивидуализма в качестве единственно возможного основаня общественной жизни;
— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом;
— нераздельность нравственности и политики.
Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.
Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни.
52. Сущность политики и ее роль в обществе
Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Характерные черты политики:
— связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности;
— любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;
— связь с действиями и интересами больших масс людей;
— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа;
— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.
Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:
— осуществление авторитарного (властного) распределения основных социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;
— интеграцию, объединение всех элементов общественной жизни, мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества;
— реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.
Объекты и субъекты политики
Субъект политики – носитель практической деятельности, источник активности, направленной на объект политики.Объект политики – та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике.Основными признаками политической субъектности являются: способность и возможность принятия политических решений, наличие средств и возможностей реализовать принятые решения, практическое участие в политической деятельности, ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками. Непосредственным субъектом политики являются и те институциональные организации, которые формируются с целью защиты интересов социальных групп. К ним относятся предпринимательские, профсоюзные, лоббистские, молодежные общественные организации. Виды субъектов политики:
Участвующие непосредственно: государство, партии, политические лидеры и элиты, общественные организации и движения
Принимающие опосредованное участие: крупные социальные группы и общности, различные группы интересов
Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя — отношения между государствами на международной арене. Объекты власти – индивид, социальная группа, масса, класс.