Полит мысль эпохи Возрождения.

Эпохой Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод. и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.

Представители: Никола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр.

В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.

6. Политические идеи Просвещения

Политические идеи получили новый импульс в конце 18в. во Франции. Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полит. идей учений 18в., направл. против феодально-абсолют. строя Франц. и выражающих интересы третьего сословия.

Вальтер – критика феод. произвола, деспотизма, католич. церкви. Против судебного произвола. Выступал за равенство граждан перед законом, настаивал на установлении буржуазно-демократических свобод. Развивает идею прогресса человечества. На пути этого прогресса стоит невежество людей. Его полит. идеал – конституционная монархия с просвещённым монархом и его подданными. От этого монарха Вальтер ждал переустройства общества путём реформ.

Ж.Л.Монтескье – открывает век Франц. просвещения. В произвед. «Французские письма» (1721) – дана едкая сатира на франц. абсолютизм 17-18вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и «О духе законов» (1748) – попытался объяснить происхождение гос. строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект обществ. реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.

Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если гос-во возникло в результате обществ. договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, кот. соответствовала бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» (1799г.) и в др. док-тах.

Все эти теории подготовили бурж. революцию 1789-1794гг.

7. Западноевропейская политическая мысль в 19в.

Отсталость, засилье феодально-сословного гос-ва сопровождалось взлётом немецкой философии и литер-ры.

И.Кант – обосновал Либерализм – идейную основу буржуазии. Обосновал «Положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких-л. целей. Человек сам по себе цель и никогда не должен стать средством. Человек способен быть господином самому себе. Однако, не каждый использует свою свободу в нравственных целях. В этом случае свобода перерастает в произвол и, чтобы его не допустить, нужен закон, который гос-во наделяет принудительной силой. Гос-во по своей сути является носителем принуждения. Назначение гос-ва – не в заботах о произв-ве потребностей, а в максимальном соблюдении права в соответствии с режимом гос-ва и его принципами.» Эта идея – современная концепция правового гос-ва. Происхождение гос-ва выводит из общественного договора. Вслед за Руссо провозгласил идею верховенства народа, право на свободу, равенство и независимость. Во внешнеполит. взглядах: выступает резким противником захватнических войн, за развитие связей, соблюдение договоров; выдвигает проект установления «Вечного мира», достигаемый путём создания всеохватывающей федерации равноправных государств.

Ф.Гегель – составной частью его философской системы явл. Политическая доктрина, изложенная в «Философии Права» - идея о гражданском обществе. «Гражданское общество – это общество конкретных людей с разнородными интересами и потребностями, кот. постоянно вступают в отношения друг с другом. Гос-во – это единый монолит, общество – мозайка». Возник вопрос, как соединить гражданское общество и гос-во. Это можно сделать через групповое представительство (В гражданском обществе люди объединены в группы согласно интересам. Группы выдвигают своих представителей, кот. предстоит согласовать свои интересы между собой. Это и позволит достичь национального единства, необх. в гос-ве.).

Активное осмысление буржуазных революций. Их итоги не были радостными для трудящихся. Бедность и неравенство остались, поменялись только формы эксплуатации. Это побуждало мыслителей к поиску идей более справедливого общественного устройства. Такие поиски велись социалистами-утопистами (Сен-Симон, Оруэн, Пурье). В отличие от предыдущих утопистов, они дали критику порядков, отказались от пропаганды аскетизма, выдвинули ряд положений, кот. потом использовали Маркс и Энгельс: замена гос. собственности общественной, справедливое распределение результатов труда.

8. Развитие общественно-политической мысли в России.

История полит. учений Р. берёт начало из Др. Русских летописей, в кот. делались попытки установить историч. прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.

В условиях феод. раздробленности в летописях появл. тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»).

Необходимость укрепления централизованного гос-ва, борьбы с засильем бояр.

Вместе с укреплением Р. гос-ва (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18в. в Р. стали проникать идеи Европ. мыслителей.

Сторонник теории естественного права Татищев выступал против крепостничества. Обосновал необход. развития науки и просвещения. Появл. защитники класса буржуазии (Осошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары.

Критика крепостничества и абсолютистских порядковс позиции гуманизма. Особо отлич. обличение существующего экономич. и политич. строя Радищевым («Путешествие из Петербурга в Москву») – не веря в отмену крепостного права мирным путём, пришёл к выводу о необходимости Народной Революции.

Распространение либерализма (нач. 19в.) – Спиранский – распределение властей: законодат., исполнит., судебную.

Конституц. проекты Декабристов были более прогрессивными: идеи по демократизации гос. строя в Р., необходимость обеспечения ответственности правительства перед народом, введение демократ. прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др.

В 19в. взгляды на пути и характер развития государств. и экономич. развития Р. нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы).

Западники (Аненков, Боткин, Тургенев, Чадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём.

Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в Р. специфическое миропонимание, традиционные обществ. устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти.

В серед. 19в. в условиях размаха крестьянского движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) – пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Решить основные противоречия можно в результате революции, восстания. Они видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Критикуя буржуазный парламентаризм Зап. Европы, они утвержд., что демократия, приспособленная к буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни. Положили начало движению разночинной интеллигенции - «Народничество».

«Народничество» (Бакунин, Лавров, Ткачёв) – являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному социализму. Ткачёв призывал идти в народ, чтобы поднять его на восстание. Бакунин и Лавров за немедленное свержение самодержавия, используя все возможные средства. Также отстаивали идеи анархизма. Против этих идей выступал Ленин.

9. Политическая мысль в Беларуси.

В процедуре укрепления феодального порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет первый – 1529, второй – 1566, третий –1588 статуты ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона. Как в Зап. Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина 1490-1541. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот. содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникли из естественных ПЧ. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. В своих произведениях он обращался к простым людям, считая их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира».

В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный (1530-1593). В предисловии к Катехизису осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.

К числу крупных мыслителей Белоруссии относятся Волон, Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Уважение к праву. Эти идей в 3 статуте. Основной политической темой в трудах бел. мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них - Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.

После трагического финала восстания 1930-1930 в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Нужны были народные массы.

Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.

Калиновский – взгляды: критика феодально-крепостнических отношений; идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда;

пути осуществления этого идеала.

Развивая идеи русских революционных демократов он вскрыл сущность крепостной эксплуатации во всех ее формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян. Критиковал абсолютизм, его громадный бюрократический аппарат управления, систему взяточничества, сравнивал чиновников с саранчой. Новое общество д. быть обществом трудящихся. Он был защитником бел. крестьян, выразителем их стремлений к соц. реформаторству, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.

10. Политика как общественное явление.

Политику можно рассматривать с точки зрения классового и с точки зрения деятельностного подхода.

Классовый подход характеризует политику как сферу борьбы классов, связанную с государством.

Деятельностный подход является более современным по сравнению с классовым и характеризует политику следующим образом.

Политика – отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлений деятельности.

Политика – стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение власти между группами внутри государства.

Политика – такой уровень властных отношений, благодаря которому обеспечивается целостность всего общества и больших общностей в отдельности.

Политика – деятельность, связанная с управлением государства. Это умение, искусство управлять государством.

Роль искусства в политике предопределяется вероятностным характером политического процесса (неполнотой информации о его исходных условиях, возможностью проявления непредвиденных факторов, неопределенностью конечных результатов и т.д.). Поэтому политика как искусство предполагает мудрое решение вопросов, тонкое маневрирование, верный психологический расчет, гибкость в политических решениях. Однако искусство политической деятельности невозможно без меры. Мера – предел допустимого, предел возможного. Если меры нет, политика может перерасти в политиканство, господство амбиций, властолюбия и интриги.

Элемент игры также присутствует в политике. Строго говоря, игра является имитацией деятельности, а не самой деятельностью.

В отечественной политологии политику делят на внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов, связанных с решением проблем, существующих в государстве (создание рабочих мест, решение проблем здравоохранения, образования и т.д.).

Внешняя политика– целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений (социальная политика, инвестиционная политика и т.д.)

Наши рекомендации