Теория постиндустриального общества.

Последовательным развитием системы идей индустриального общества стала теория постиндустриального общества. Это понятие было сформулировано в 1962 г. Д. Беллом, который позднее развил и подытожил эту концепцию в изданной в 1974 г. работе "Приход постиндустриального общества". Наиболее краткой характеристикой такого типа цивилизации могло бы послужить представление об информационном обществе, ибо ядром его является быстрое развитие информационных технологий. Если индустриальное общество является результатом индустриальной революции, то постиндустриальное общество - продукт революции информационной.

Д. Белл исходит из того, что если в доиндустриальных и индустриальных обществах осевым принципом, вокруг которого строятся все социальные отношения, является собственность на средства производства, то в современных обществах, доминирующих в последней четверти ХХ века, место такого осевого принципа все чаще начинает занимать информация, точнее накопленные к этому моменту знания. Эти знания выступают источником технических и экономических инноваций и в то же время становятся исходным пунктом формирования политики. В экономике значение промышленного производства снижается. Оно вытесняется сервисом и информацией. По Беллу новый тип экономики имеет следующие характеристики: 1) широкие торговые отношения между странами; 2) большой излишек товаров; 3) сектор обслуживания настолько широк что позволяет нанимать все больше работников; 4) широкое разнообразие и количество товаров доступных среднему человеку; 5) «информационный взрыв» и «глобальная деревня», т.е. возможность всемирной коммуникации.

Структура занятости в постиндустриальном обществе имеет тенденцию к дальнейшему, начавшемуся еще в индустриальном обществе, снижению доли работников аграрного сектора, а также уменьшению удельного веса занятых в индустриальном секторе.Сервисный сектор в развитых странах вбирает в себя едва ли не половину занятого населения. Информационный сектор быстро увеличивается в размерах и в росте социального влияния. К нему причисляются все те, кто производит, обрабатывает и распространяет информацию, а так же, кто поддерживает существование информационной инфраструктуры.

То, что на смену собственности в качестве осевого принципа социальной структуры приходит информация или знание, ведет к появлению новой страты – интеллектуального класса.

Таким образом, в цивилизации постиндустриального типа главным богатством выступает не земля (как в традиционном, аграрном обществе), не капитал (как в индустриальной цивилизации), а информация. Причем, одна из ее особенностей, в отличие от земли и капитала, такова, что она не ограничена, в принципе все более доступна каждому и не уменьшается в процессе ее потребления. К тому же она сравнительно недорога (ибо невещественна), а средства ее хранения и обработки становятся все более дешевыми в производстве и одновременно возрастает их эффективность.

Техническим базисом информационного общества выступает развитие компьютерных технологий и средств коммуникации. Современные средства хранения, переработки и передачи информации позволяют человеку практически мгновенно получить требуемую информацию в любой момент из любой точки земного шара.

Типы социальных процессов.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.

Есть еще определение: социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции, приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно относят еще два процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и систематические связи.

Кооперация:может протекать в дидах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (организации, социальный слой, общество). Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. (туземцы вместе ловят рыбу не по собственному желанию, а потому что так делали их отцы и отцы их отцов и все отцы). В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимо взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации – обоюдная польза.

Конкуренция:борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признание….). конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не смогут удовлетворить свои потребности. Конкуренция может проявляться на личностном уровне, а может носить безличный характер.

Конкуренция ярче всего выражена в обществах с достигаемым статусом. Там она пронизывает все сферы общественной жизни.

Конкуренция – это один из методов распределения недостаточного вознаграждения.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, прогресс в науке, искусстве, изменения в социальных отношениях. Но конкуренция может быть ограничена 3 способами:

1. Люди сами ослабляют конкуренцию, если она связана с риском, тревогами.

2. Там, где требуется выполнение элементарных действий, конкуренция хороша. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. В таких случаях лучше кооперация.

3. Конкуренция имеет тенденцию превращения в конфликт.

Приспособление:принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. В приспособлении можно выделить три компонента:

1) Подчинение. Обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт сделает его невозможным.

2) Компромисс. Это форма приспособления, означающая, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.

3) Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам и новым ценностям.

Ассимиляция:это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонный процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам.

Амальгамизация:биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Поддержание границ:

Значение процессов амальгамизации и ассимиляции заключается в основном в стирании границ между группами.

1. наличие границ между социальными группами – главный аспект социальной жизни, очень много энергии тратится внутри группы на установление и поддержание этих границ.

2. границей может быть что угодно: для государств – это территориальная граница, для других социальных групп – язык, диалект, специальность, форма одежды, отличительные символы, просто внутреннее чувство принадлежности.

3. необходимо уверить группу в том, что эти границы важны и необходимы и что их необходимо сохранять.

Сохранение системы связей:

Все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Отсутствие связей может привести к тому, что группа будет изолирована, у нее не будет возможностей для роста. В заключение следует сказать, что все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе. Теория постиндустриального общества. - student2.ru Теория постиндустриального общества. - student2.ru Теория постиндустриального общества. - student2.ru

Наши рекомендации