Вопрос 31 Самосознание народа и личности

Национальное самосознание (самосознание народа) – осознание человеком своей принадлежности к нации, представление о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте; это уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Индивидуальное и групповое знание, понимание и чувство, основанные на признании уникального своеобразия, связанного с осознанием своей принадлежности к определенной этнической общности. Субъективная сторона реально существующей общности, выраженная в осознании народом себя как особой этнической общности. Национально самосознание исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности Истоки национального самосознания лежат в менталитете. Менталитет – это исторически сложившиеся формы восприятия мира тем или иным народом. Менталитет формируется на протяжении нескольких поколений. В структуре сознания из всех компонентов чувство национальной принадлежности является наиболее ранимым. Обостренное чувство национального самосознания присуще представителям творческой интеллигенции, в различной степени оно проявляется среди представителей различных социальных категорий населения. Личность осознает свою национальную идентичность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы. Посредством самосознания нация определяет свои коренные интересы, цели и идеалы, собственное место среди других народов и отношение к ним. Национальное самосознание базируется на исторической памяти и предполагает оценку прошлого своей нации, а также её современного состояния. Человек самостоятельно причисляет себя к той или иной национальности исходя из владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям ,которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Национальное самосознание — продукт социализации и результат освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа.

Вопрос 32. Социальные аспекты бессознательного.

Социальный характер, который заставляет людей действовать и думать так, как они должны действовать и думать с точки зрения нормального функционирования общества, в котором они живут, является только одним связующим звеном между социальной структурой и идеями. Другой связью будет определение обществом мыслей и чувств, которым разрешено достигнуть сознательного уровня, а какие должны остаться на бессознательном уровне. Совершенно так же, как существует социальный характер, существует «социальное бессознательное». Социальное бессознательное– понятие, введенное американским психоаналитиком Э. Фроммом для описания вытесненных сфер и элементов, свойственных большинству членов общества. Представления Э. Фромма о социальном бессознательном содержались в его работе «Из плена иллюзий». Он исходил из того, что З. Фрейд обстоятельно рассмотрел природу и способы функционирования индивидуального бессознательного, а также раскрыл такое содержание, которое человек вытесняет в соответствии с индивидуальными обстоятельствами личной жизни. Это нашло отражение как в исследовательской деятельности основателя психоанализа, так и в клинической практике аналитиков, имеющих дело с индивидуальным бессознательным, но не уделяющих внимания тому, что можно назвать социальным бессознательным. Однако, как считал Э. Фромм, без учета и раскрытия социального бессознательного теория и практика психоанализа остаются недостаточно эффективными, поскольку в реальной жизни приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, когда общество не позволяет своим членам довести до осознания тот материл, который им вытесняется в целях своего дальнейшего успешного функционирования. В понимании Э. Фромма социальный фильтр состоит из таких частей, как язык, логика и социальные табу, которые не позволяют определенным переживаниям достичь сознания. Действенным в жизни человека оказывается социальное бессознательное, присущее не отдельному индивиду, а большинству членов общества. Социальное и индивидуальное бессознательное взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Социальное бессознательное – это те зоны подавления, которые являются общими для большинства членов данного общества; подавляемые элементы представляют собой такое содержание, которое данное общество сознательно не может разрешить своим членам, если хочет, чтобы это специфическое неодобрение действовало успешно. Бессознательное идет извне, от общества, а не «изнутри индивида». Это переживание социальных норм и запретов, впечатанных настолько глубоко, что не осознается. Бессознательное сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субьекта в данный момент в сознании не актуализируется. Бессознательное характеризуется неотчетливым, недостаточно ясным, смутным отражением действительности





Социология молодёжи

Социоло́гия молодёжи — отрасль соц-гии, изучающая молодёжь как соц-ую общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, соц-ую мобильность, выполнения различных соц-ых ролей различными г-пами молодёжи. Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия. Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры об-ва. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами. В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими сво-ми.Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые ф-ции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни». На международном симпозиуме, проведённом в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела: 1.подростки до 18 лет 2.молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет 3.молодые взрослые от 24 до 30 лет. Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет особые соц-ые ф-ции, порой противоречивые и не однозначные. Таким образом, молодёжь: 1.наследует достигнутый уровень развития общ-ва и гос-ва; 2.является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической инициативы, с другой — демонстрирует неполное включение в социально-политические отношения; 3.как соц-ый слой — является источником социально-экономического возрождения страны. Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической г-пы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни. Соц-гия молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т

.д.

Наши рекомендации