Социальная направленность личности

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность. В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения. Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения. Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена: лично на самого собеседника; на суть беседы; на обстоятельства разговора и т.д. Явлению психологической установки посвящено большое число экспериментальных исследований {источники?}, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия. Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся. Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный «извне», в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения. Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием). Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность. Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна. Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец. Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, и средства их достижения. Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание. Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей. Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС). Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности. Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность. Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию. Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.





Социальная норма

Соц-ые нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях.Типы соц-ых норм: 1.Групповые привычки — нормы малых гр-п. Появляются и продолжают существовать только в малых гр-пах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях). 2.Общие правила — нормы больших гр-п (общ-ва в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая соц-ая гр-па обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи. Нормативность соц-ого поведения напрямую связана с ролевыми ф-ями человека в обще-ве в целом, соц-ной гр-пе. Эти ф-ции определены его статусом в такой гр-пе. Соц-ая норма, прививаемая человеку, гр-пе и общ-ву, диктует поведение, кот.будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения. Функции соц-ых норм -интегрирование индивидов в гр-пы, а гр-пы в общ-во; -регулирование общего хода социализации; -контролирование девиантного поведения; -формирование моделей, эталонов поведения. Достижение этого при помощи соц-ых норм происходит следующим образом: 1.Соц-ые нормы — это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, соц-ые нормы определяют формирование сети соц-ых отношений группы, общества. 2.Соц-ые нормы — это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего соц-ые нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок . Следовательно, соц-ые нормы определяют формирование системы соц-ого взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства. Соц-ые нормы выполняют собственные ф-ции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: -как стандарты поведения (правила, требования, обязанности); -как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей). Соц-ые нормы имеют всеобщий х-тер. Соц-ая норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для соц-ых норм характерны: -неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных соц-ыми нормами); -универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов); -многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития). Соц-ая норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Соц-ая норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность». Соц-ые нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с соц-ыми правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам. При помощи соц-ых норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи соц-ых норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

Социальный институт

Соц-ый институт(лат. institutum установление, учреждение) — соц-ая ст-ра или порядок общ-ого устр-ва, опред. Повед. некоторого множества индивидов того или иного сообщ-ва. Инс-ты харак-ся своими возможностями влиять на повед. людей посредством установленных правил, определяющих такое повед.. Основная цель соц-ых инс-ов — достижение стабильности в ходе развития общ-ва. В соответствии с этой целью выделяют ф-ции институтов: -удовлетворение потребностей об-ва; -регуляция соц-ых процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются). К признакам соц-ого института относятся: -совокупность учреждений, соц-ых групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей об-ва; -с-ма культурных образцов, норм, ценностей, символов; -с-ма поведения в соответствии с этими нормами и образцами; -материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач; -общественно признанная миссия, цель, идеология. В соответствии со сферами общ-ой жизни можно выделить 4 основ. Г-пы институтов: -эк-кие инс-ты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская с-ма, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.; -полит-ие инс-ты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское об-во; -инс-ты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, соц-ое обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство; -инс-ты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь. К основ. Соц-ым инс-ам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая харак-ка этих инс-ов и представлены их основ. ф-ции. Семья - важнейший соц-ый институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д. Государство — основной полит-ий ин-тут, осуществляющий управление об-вом и обеспечивающий его безопасность. Гос-во выполняет внутренние ф-ции, среди которых хоз-ая (регулирование эк-ки), стабилизационная (поддержание стабильности в общ-ве), координационная (обеспечение общ-ого согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, соц-ое обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние ф-ции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене). Образование — соц-ый институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие об-ва путем организованной передачи соц-ого опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д. Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие ф-ции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч. Наука — особый социокультурный и-тут по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), соц-ая (изменяет об-во) и производительная (определяет процесс производства). Право — соц-ый институт, с-ма общеобязательных норм и отношений, охраняемых гос-ом. Гос-во при помощи права регулирует повед. людей и соц-ых групп, закрепляя определенные отнош. в качестве обязательных. Основ. ф-ции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная. Общие ф-ции: 1.Ф-ия закрепления и воспроизводства общ-ных отношений. Любой и-тут закрепляет, стандартизирует повед. членов об-ва за счет своих правил, норм поведения. 2.Регулятивная ф-ция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами об-ва путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. 3.Интегративная ф-ция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов соц-ых групп. 4.Транслирующая ф-ция (социализация). Ее содержанием является передача соц-ого опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного об-ва. Отдельные ф-ции: 1.Соц-ый ин-т брака и семьи реализует ф-цию воспроизводства членов об-ва совместно с соответствующими подразделениями гос-ва и частными предприятиями . 2.Соц-ый ин-т здоровья ответственен за поддержание здоровья 3.Соц-ый институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную ф-цию. 4.Пол-ие ин-ты, ведающие организацией полит-ой жизни. 5.Соц-ый институт права, выполняющий ф-цию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм. 6.Соц-ый институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов об-ва, приобщения к его ценностям, нормам, законам. 7.Соц-ый институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем. полезны для об-ва в целом).

Социализация личности.

Социализация– развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости, хотя, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершение: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.(первые основы человек получает в семье). СЛ представляет специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. СЛ предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии, оно охватывает всю совокупность черт сознания и поведения: знание, трудолюбие, культуру, физ. подготовку и т.д. Социализация выполняет в обществе 3 основные задачи:1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Наши рекомендации