Социальная аномия и социальная патология

Состояние общества, которое характеризуется отсутствием соци­альной сплоченности или ее резким ослаблением, Дюркгейм обо­значил термином аномия (безнормативность). Аномия свиде­тельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить t цен­ности общества и тем самым оказались дезориентированы, не­способны понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Ано­мия определяет состояние многих социальных процессов, в том числе преступности. Дюркгеймовское понятие аномии было раз­вито в работах многих социологов и криминологов. Для Э. Дюркгейма возможность возникновения аномии так­же связана с коллизией потребностей и средств их удовлетворения. При нормальном состоянии общества существует опреде­ленное равновесие между потребностями (их границами) и сте­пенью их удовлетворения. И если биологические потребности находят ограничение в свойствах самого организма, то границы социальных потребностей могут быть только социальными. Ду­ховные потребности нуждаются в каком-нибудь регулирующем начале, играющем по отношению к ним ту же роль, какую орга­низм выполняет в сфере физических потребностей. Таким регу­лирующим началом для индивида является общество, но не вся­кое общество, а обладающее моральным авторитетом Когда же общество теряет моральную власть над своими членами, терлет способность регулирования и ограничения ненасытных потреб­ностей индивидов, наступают дезорганизация, хаос, аномия. Никто уже точно не знает, чего можно, а чего нельзя. Каждый стремится получить как можно больше, не задумываясь о по­следствиях. С помощью понятия аномии Дюркгейм объяснил причины самоубийств. Статистика показывает, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их мень­ше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. По­чему так происходит? В своей работе «Самоубийство» (1897) он пришел к выводу, что источником самоубийств и преступлений является ослабление социальной сплоченности. Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики. Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюрк­гейм объяснял при помощи других социальных фактов (инте­грация), не прибегая к психологическим или физическим при­чинам, например, расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. С позиций теории аномии, например, поддается объясне­нию феномен исключительно низкого уровня преступности в современной Японии, резко контрастирующего с ростом пре­ступности в других капиталистических странах. Японское об­щество выделяется среди других современных государств имен­но своей социальной сплоченностью, философией патернализ­ма и социального партнерства, культом не индивидуализма, а коллективизма, культом семьи, почитанием старших, строгим следованием многовековым традициям. Даже гигантские про­мышленные корпорации с их системой пожизненного найма и материальным стимулированием не по результатам труда, а по стажу работы, предстают в виде огромной семьи, где пре­выше всего ценится преданность семье и почитание ее главы. СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ (SOCIAL PATHOLOGY) Это понятие XIX в. основано на аналогии между органической болезнью или патологией и социальным отклонением. Анализируя преступность и самоубийство, Э. Дюркгейм соотносил социальную патологию с различием между нормальными и ненормальными социальными условиями, а не с индивидуальным отклонением. Кроме того, Дюркгейм утверждал, что это различие существует объективно, оно не связано с моральным суждением, и что социальная патология может быть измерена научно. К сожалению, использование Дюркгеймом этого понятия не было последовательным: социальная патология рассматривалась им просто как обратная сторона социальной нормальности. ПАТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - социальные отношения, значимо снижающие способность сообщества (малой группы, племени, предприятия, клуба, общества в целом и т. д.) воспроизводить себя своими собственными функциями, предотвращать рост социальной энтропии, преодолевать социокультурные противоречия. Зачатки П. с., ее элементы могут существовать в любом обществе, где она играет роль фактора, стимулирующего борьбу с этим явлением. Однако она может нарастать, опережая рост творческих рефлективных способностей социального субъекта. Раскол является важнейшей причиной неспособности обеспечить взаимопроникновение частей и целого, отставания способности людей решать свои проблемы. П. с. - результат нарушения органического развития, например формирования хозяйства большого общества на основе доэкономических отношений, осложненных утилитаризмом, стремлением к модернизации. Это неизбежно привело к углублению нарушения закона соотношения хозяйственных отраслей, к деформации хозяйства, формированию псевдооэкономики, опирающейся на принудительную циркуляцию ресурсов, включая рабочую силу, к формированию псевдоурбанизации и т. д. Все это влечет за собой бесчисленные последствия, пронизывающие все общество элементами патологии, включая формирование социальной структуры, адаптирующейся к этой системе, и, следовательно, заинтересованной в ее сохранении. Это система манипулирует человеком для обеспечения функционирования патологических структур в условиях прописки и лагерей принудительного труда. Патологические процессы охватывают нравственность, культуру, науку и т. д. Проблема преодоления П.с., ее реформирования представляет собой задачу исключительной сложности, к которой общество оказалось недостаточно подготовленным.





Наши рекомендации