Социльная структура города, района, микрорайона.

Соц городская инфраструктура

(от лат. infra - под; букв. - "подструктура") - созданная человеком подсистема городского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города . Г.С.И. представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это - пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей городского населения, что создает необходимые условия для его развития. Г.С.И. возникла в конечном счете благодаря действию социально-экономического закона разделения труда. С конца 19 в. вследствие урбанизации все шире разворачивается процесс обобществления условий жизнедеятельности человека. Из семейной жизнедеятельности начинают в большей или меньшей степени выделяться такие бытовые функции, как приготовление пищи, изготовление предметов обихода, частично отделяется воспитание детей и т.д. Индустриализация порождает массовое производство предметов потребления и услуг, а урбанизация создает массового потребителя. Закономерным является возникновение системы, обеспечивающей совместную жизнедеятельность и воспроизводство большого, и все возрастающего, числа людей, проживающих на ограниченной территории, а применительно к современной ситуации - в ограниченном пространстве. Таким образом, возникновение и развитие Г.С.И. - объективный социально-экономический процесс, протекающий в русле развития общего механизма городского устройства. В контексте индустриального развития общества Г.С.И. является, с одной стороны, системой, развитие которой доминируется производственной инфраструктурой города (призванной обеспечить производство необходимыми ресурсами в больших объемах, чем их воспроизводится на данной территории естественным образом), а с другой стороны, на нее возлагаются функции, способствующие развитию последней (например, функция привлечения рабочей силы в тот или иной район) . При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу самостоятельное значение Г.С.И. возрастает, а организация ее оптимального функционирования становится одной из главных задач городского планирования социального развития

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

- исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функцияФУНКЦИЯ
(лат. functio - совершение, исполнение) - 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой систе... которой состоит в организации процессаПРОЦЕСС
- последовательная смена явлений в развитии чего-либо. жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности городаГОРОД
- исторически сложившаяся, территориально локализованная форма организации жизнедеятельности общ... . Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. д. Особенности образаОБРАЗ
- 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий к.-л. объект. 2. Целостное, но неполно... жизни данных групп являются следствием разных условий жизнедеятельности людей, принадлежащих к этим группамГРУППА
это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности....

С одной стороны, феномен Г.О.Ж. является следствием процесса урбанизации и выступает способом организации жизни индивидов и социальных групп, который позволяет последним выживать, взаимодействовать и развиваться в социально-пространственной среде с высоким уровнем социосубъектной, материально-предметной и информационной плотности. С другойДРУГОЙ
- понятие, посредством к-рого описываются взаимодействия индивидов. Существует два вида Д. Они р... стороны, Г.О.Ж. выступает комплексной характеристикой, позволяющей синтезировать количественные и качественные показателиПОКАЗАТЕЛИ
- в широком смысле - передатчики соц. информации. Степень информативности П. - основной критерий..., характеризующие различные стороны жизни горожанина.

К первым показателям относится уровень жизниУРОВЕНЬ ЖИЗНИ
- чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериал..., характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивидаИНДИВИД
— это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психолог..., как правилоПРАВИЛО
норма, регулирующая поведение. , выраженных в их количественном измерении (например, в денежных единицах). Ко вторым - показательПОКАЗАТЕЛЬ
- обобщенные по заданным логическим и математическим правилам данные исследования. качества жизни, представляющий комплексную характеристику, включающую всю палитру социальных ценностей. Эта характеристика отражается в оценке социального качества условий жизнедеятельности и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших потребностей индивида. Традиционно выделяют три компонента Г.О.Ж.: объективные условия жизнедеятельности, сами формы жизнедеятельности и общественное сознаниеОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
- совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная ... городских жителей. Взаимосвязь этих компонентов состоит в том, что, с одной стороны, объективные условия жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж. определяют соответствующие им формы жизнедеятельности последних, и эти формы находят свое отражение в общественном сознании горожан; а с другой стороны, изменения, происходящие в общественном сознании под идеологическим, культурным или религиозным влияниемВЛИЯНИЕ
- способность воздействовать на решение и действия других помимо авторитета, на основании прести..., являются фактором изменения форм жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж., что неизбежно влечет за собой более или менее существенное изменениеИЗМЕНЕНИЕ
(change) — см. Социальное изменение. самих объективных условий жизнедеятельности. При таком методологическом подходеПОДХОД
- комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании... Г.О.Ж. предстает "живой", реально функционирующей в рамках механизма городского устройства системой, а одним из ключевых направлений для социологии города становится разработка проблем изучаемого феномена применительно к задачам городского планирования социального развития

32.показатели, планирование и прогнозирование социального развития города

Система планирования городского развития включает четыре взаимоувязанных процесса (функции).

1. Стратегическое (на 10-15 лет) планирование (выбор стратегических целей городского развития и механизмов их реализации).

2. Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития.

3. Перспективное (на 3-5 лет) и годовое комплексное планирование.

4. Текущее финансовое планирование и формирование годового бюджета.

2. Стратегическое планирование (выбор стратегических целей городского развития и механизмов их реализации).Стратегическое планирование основывается на:

· изучении мнения целевых групп населения по вопросам стратегии развития города;

· учёте городских исторических особенностей и традиций;

· оценке возможностей территории (города), в первую очередь с точки зрения ограничений по ресурсам;

· оценке возможностей (с точки зрения ресурсов) внешней для города среды (ближайших территорий);

· выяснении мнения субъектов внешней среды о городе;

· учёте тенденций мирового и российского развития.

Стратегический план есть совокупность обоснованных целей развития города (или решения конкретных городских проблем), расставленных с заданными приоритетами, и механизмов их достижения. Необходимость создания благоприятной жизненной среды в значительной степени определяется путями и методами решения социально-экологических проблем, а также жилищным, торгово-бытовым и коммунальным обслуживанием, возможностями рациональной организации досуга. Экономические реформы, с одной стороны, положительно повлияли на обновление облика ряда крупных городов (Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара), но с другой стороны, резко уменьшили социальные возможности средних и малых городов - нищенское существование населения стало печальным и имеющим большие социальные последствия фактом.

Создание благоприятной жизненной среды начинается с рационального, продуманного осуществления архитектурно-планировочных преобразований, комплексного улучшения жилищных и культурно-бытовых условий жизни людей. К сожалению, города все чаще сталкиваются с ведомственностью и стихийностью в строительстве жилья и культурно-бытовых объектов. Архитектурная служба города подходит к этим вопросам в известной степени механически: вписывается или нет тот или иной объект в архитектурный ансамбль. В результате города нередко страдают от разбросанности производственных и культурно-бытовых объектов, осложняется жизнь десятков тысяч людей.

Планомерная застройка города, последовательное освоение новых и освобождаемых от ветхого жилья площадей, внешний облик его кварталов, магистральных улиц, благоустройство могут быть осуществлены только на основе объединенных усилий городских органов власти, предприятий и организаций города.

При всей важности социально-пространственных и архитектурно-планировочных проблем городов определяющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Скученность населения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля перемежаются с такими неотложными вопросами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, причастность молодежи к различным формам отклоняющегося поведения, рост преступности. Все заметнее проявляются отчуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия (забота о престарелых, обиженных судьбой, неконкурентоспособных и т.д.). Центральной фигурой должен стать человек, а основной задачей - организация его жизни. Интеллектуальный потенциал города, духовную атмосферу в нем создают люди, имеющие общую и специальную подготовку. Забота о преумножении их числа и уровня влияния - залог развития культуры в городе. Современный город невозможно представить без духовной культуры, постоянного развития культпросветучреждений, кинообслуживания, библиотек, театров, музеев, концертных залов, парков культуры. Одним из главных остается вопрос об организации эффективного использования свободного времени, которое является другом человека, но при определенных обстоятельствах становится его врагом. Социальное развитие города предполагает осуществление мер по планомерному воздействию на негативные процессы: наркоманию, проституцию, организованную преступность, правонарушения, детскую безнадзорность, проступки против правил и норм поведения и общежития, любые проявления антиобщественного характера. Уязвимой стороной жизни городов является торговое и бытовое обслуживание, создание их современной базы, внедрение новых методов работы, повышение культуры быта. К сожалению, в большинстве городов "социальные тылы" безнадежно отстали, мало соответствуют общепринятым моровым стандартам.

Проектирование условий для деятельности человека в сфере семьи и быта начинается с заботы о жилье. Острота этой социальной проблемы не уменьшается. По-прежнему много нареканий по качеству жилья, так как оно не всегда и не везде отвечает высокому уровню комфортности. В настоящее время решение проблемы жилья связано с его приватизацией, с реформой коммунально-бытовой сферы, когда четко обозначились ориентации государства переложить эти заботы на плечи самих граждан. Несомненно, что без решения более масштабных проблем жизнеобеспечения людей такой подход лишь обостряет социальные противоречия в обществе, т.к. он усугубляет тяжелое положение значительного числа жителей.

Отсюда вытекают многие требования к созданию мегаполисов:

· планирование жилой застройки;

· планирование и размещение промышленных предприятий;

· расширение парковых зон;

· доступность и легкость контактов с природной зоной и т.п.

Реализация принципа природной рациональности потребует двух трудных, но крайне важных мероприятий:

1. Необходимо разработать перспективную схему мегаполиса, в основу которой может лечь принцип природной рациональности. Но этот принцип будет противоречить частным интересам отдельных граждан и групп лиц (прежде всего тех, кто организует производственную коммерческую деятельность), которые окажут его реализации решительное противодействие.

2. Мегаполисом должна

3. управлять сильная, грамотная власть, способная довести задуманное развитие города до логического конца, справившись с любым эгоизмом и преодолев любую коррупцию.

Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы. Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организауия повседневной жизни людей.

Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых - эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания.

Но самое прискорбное состоит в том, что социальное развитие города до сих пор фактически рассматривается как дело второстепенное, неполноправное и нередко отходящее на задний план.

Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Дивногорска, Набережных Челнов, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого - к миграции. Слабое внимание к социальным аспектам ведет к тому, что ряд новых городов оказываются менее удобны для жизни, чем старые, сложившиеся, и неоправданно отстают от тех возможностей, которые имеет страна.

И все же есть способы достаточно эффективно решить эти проблемы на данном уровне: территориальное движение кадров, регулирование занятости населения по полу, совершенствование форм и методов организации досуга, просветительной и оздоровительной работы и т.д.

Наши рекомендации