Социальные изменения и процессы как проблема социологии
Понятие «социальные изменения» для нас не очень привычно. Для нас до сих пор более привычным было понятие «социальное развитие». Оно культивировалось многие годы и в общественных науках, и в практической политике. Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный тип социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования и т. д. Однако существует множество других социальных перемен, о которых невозможно говорить как об изменениях в сторону совершенствования. Это просто изменения, и они непосредственно не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла, не направлены ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса. Существует целая группа понятий, описывающих такие изменения, например: возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходное состояние и т. д. Во-вторых, социальные изменения не следует понимать как вообще любые изменения, происходящие в обществе. Хотя иногда в литературе, особенно популярной, не проводится различие между изменениями в обществе вообще, т. е. изменениями, относящимися к любой сфере общества -- экономической, политической, технологической, духовной и т. д. -- и непосредственно социальными изменениями. Так, рост или падение добычи нефти, производства машин, зерна, технические изобретения, научные открытия, новые произведения искусства и т. д. сами по себе еще не являются в строгом смысле слова социальными изменениями. Они вносят перемены в области экономики, техники и технологии производства, в науку, искусство. Но они могут вызвать в той или иной форме социальные изменения -- в социальной структуре общества, социальной стратификации, коммуникации, общественном настроении и т. д. Поэтому когда мы говорим о социальных изменениях в социологическом смысле, то имеются в виду не любые изменения в обществе, а лишь изменения в той сфере, которая является предметов социологии. Можно согласиться в целом с американским социологом Н. Смелзером в том, что социальное изменение -- это «изменение способа организации общества». Но при этом, разумеется, речь должна идти не только о способе организации общества в целом, но и о способе организации любых социальных систем -- социальных групп, институтов, других сообществ, в том числе и мирового сообщества. Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.
47. Глобализация экономических, социальных и культурных процессов.
Глобализация социальной жизни, по мнению исследователей, представляет собой 1) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего –экономической и культурной; 2) формирование глобальной структуры экономических и культурных отношений, связывающих отдельные общества в единую систему. Проявления глобализации:
В экономической сфере: 1) усиление значения наднациональной координации и интеграции, региональных и мировых экономических соглашений; 2) глобальное разделение труда; 3) возрастание роли многонациональных и транснациональных корпораций; 4) становление универсального, единого экономического механизма, охватывающего весь мир; 5) молниеносность, с какой финансовые рынки реагируют на события в отдельных странах.
В сфере культуры: 1) превращение планеты в "мировую деревню", когда миллионы людей благодаря СМИ практически мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в разных уголках Земного шара; 2) приобщение людей, живущих в разных странах и на разных континентах, к одному и тому же культурному опыту; 3) унификация вкусов, восприятий, предпочтений; 4) непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах; 5) появление языка международного общения – английского; 6) повсеместное распространение унифицированных компьютерных технологий, интернет; 7) "размывание" местных культурных традиций, их замена массовой потребительской культурой западного типа
48. Социальные изменения в концепциях исторического процесса
Сегодня концепции исторического процесса (формационная, цивилизационная, теории модернизации) обнаружили пределы применимости. Степень осознания ограниченности указанных концепций различна: более всего осознаны недостатки формационной теории, что касается цивилизационной доктрины и теорий модернизации, то в отношении их возможностей объяснения исторического процесса иллюзий больше. Недостаточность указанных концепций для исследования социальных изменений не означает их абсолютной ложности, речь идет лишь о том, что категориальный аппарат каждой из концепций, круг описываемых ею социальных феноменов недостаточно полны, по крайней мере в отношении описания того, что содержится в альтернативных теориях. Необходимо переосмысление содержания описаний социальных изменений, а также понятий общего и уникального, на основе которых делаются обобщения и дифференциации, строятся схемы исторического процесса. Одной из причин игнорирования изменений в культуре является то, что при ее анализе ограничиваются рассмотрением таких стабильных культурных явлений, как религиозное сознание. Сторонники цивилизационного подхода, рассматривая общества, к тому же игнорируют общее в исторических изменениях, видят в них только уникальное. Это стало возможным потому, что при исследовании обществ пользуются представлениями об общем, которое понимается как тотально-общее. В современных условиях понятие "цивилизация" характеризует лишь остаточные культурные различия между регионами, которые претерпевают изменения. В этих условиях ставить вопрос об экономическом равенстве регионов и государств, находящихся в них, значит ориентироваться на прошлые порядки. Экономического равенства территорий уже быть не может, регионы не могут быть однообразными с точки зрения состава производительных сил, отраслей производства. Чтобы вернуться к этому, нужно изолировать страну или регион. Вместе с тем, этот идеал процветает на страницах философской, социологической литературы. Страны и регионы делятся на передовые, способные к непрерывной самостоятельной модернизации, и модернизируемые в незначительной степени под давлением внешней необходимости. Авторы таких концепций предполагают, что социальные изменения должны быть одинаковыми во всех регионах. Это стремление к одинаковости проистекает из прошлого опыта, оно коренится в уверенности, что другого быть не может. На наш взгляд, ставить вопрос о равенстве в современных условиях можно только в смысле социального равенства, то есть равноправия регионов, их заинтересованности в международном разделении труда, отсутствия дискриминации.