Типология отклоняющегося поведения.

По происхождению различают первичную и вторичную девиацию. Под первичной понимают нарушения некоторых социальных норм поведения, которые допускают многие люди в своей повседневной жизни. Вторичная девиация, связанная с наклеивани­ем ярлыка девианта: злостный нарушитель правил дорожного движе­ния, наркоман. Происходит то, что описал американский социолог Г. Беккер в книге «Аутсайдеры» (1963) своей теорией стигматизации. В результате стигматизации человек начинает себя чувствовать и осознавать деви­антом. В данном случае стигма — не просто ярлык девианта, а обвине­ние человека в каком-либо значительном пороке, за которым должно последовать суровое наказание: заключение в тюрьму, психиатричес­кую больницу или еще что-либо «антигуманное». Рассмотрим типологию девиантного поведения в связи с его харак­тером. В соответствии с этим критерием можно говорить об индиви­дуальном и коллективном отклоняющемся поведении. Любая девиа­ция вначале проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный характер. В этом случае действие ее значительно усили­вается, что приводит к дополнительному влиянию девиации в обще­стве — в сравнении с результатом одиночных действий субъектов. Следующий тип отклоняющегося поведения — ритуалистский. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институцио­нальных средств достижения целей, но отказом от некоторых из са­мих целей. Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами — от об­щественно одобряемых целей и от подобных же средств их достижения. Этот тип отклоняющегося поведения связан с уходом или даже бегст­вом от реальности жизни. Он характерен прежде всего для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душевно­больных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую суб­культуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направ­лена открыто против общества. Пятый тип девиации — мятеж, т.е. отрицание господст­вующих в обществе целей и средств и их замена новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризу­ется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мя­теж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах сво­ей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Социальный контроль.

Термин «социальный контроль» был введен в научный оборот Г. Тардом и означал в его первоначальной трактовке средство возвращения правонарушителя (преступника) к нормальной жизни. Затем сам Тард стал рассматривать социальный контроль как фактор социали­зации личности. В самом общем виде под социальным контролем будем понимать ре­гуляцию поведения субъектов социального действия с помощью норма­тивных механизмов и санкций.Социальный контроль связан не только с девиантным поведением, он имеет отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведе­ния. Социальный контроль традиционно рассматривается как часть общего процесса социализации. Чем она эффективнее, тем эффек­тивней социальный контроль, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, т.е. соответствую­щего принятым в обществе правилам, нормам, обычаям и т.д. Тем самым социализация формирует внутренний контроль на основе индивидуаль­ных самооценок, что делает менее нужным внешний контроль.Далее, социальный контроль проявляет себя через групповое дав­ление и групповой контроль. На поведение индивида влияет норматив­но-ценностный механизм тех групп, в жизнедеятельность которых он включен. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и традиций начинает работать «механизм» группового давления и груп­пового контроля. Наконец, социальный контроль выступает в форме принуждения, осуществляемого через санкции. Они могут применяться как в рамках группового давления, так и — более широко — через институциональ­ные и социальные механизмы. Принуждение — это крайняя форма со­циального контроля. Она используется тогда, когда индивиды не хотят строить свое поведение в соответствии с действующими в обществе ре­гуляторами социальных отношений. Другими словами, принуждение применяется относительно отклоняющегося поведения.

45.Власть как социологическая категория. Типы и виды власти. Концепция ти­пов господства М.Вебера

Власть - способность отдельных индивидов и групп подчинять других своим целям и заставлять их служить своим интересам. Власть одно из понятий социологии политики, определяющее отношение субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии. Власть как социологическая категория - способность одних индивидов контролировать действия других. Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем. Экономическая власть: ее источником является имущественное неравенство, отношения собственности. Духовная власть: источник – культурное неравенство. Формальная власть – это власть должности, обеспечивающая единство действий всех исполнителей. Она обусловлена официальной должностью обладателя в структуре управления организации, а также совокупностью принадлежащих этой должности прав, вне связи с личными качествами, и измеряется либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям руководителя. Реальная власть это власть авторитета, обусловленного местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений, и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих. Реальная власть не всегда связана с иерархией. Готовность подчиняться определяется пониманием смысла распоряжений, интеллектуальными и физическими возможностями сотрудников, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников.

"Господством" называется возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим приказам... Господство ("авторитет") в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения. Легальное господство с бюрократическим штабом управления, Традиционное господство и Харизматическое господство. Харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Легальное господство основывается на значимости следующих взаимосвязанных представлений о том, что: любой закон может устанавливаться путем заключения договора, ориентированного рационально, целерационально или ценностнорационально, с правом на последующее уважение со стороны товарищей по союзу, а также со стороны личностей, которые находятся или действуют внутри сферы влияния союза.

Наши рекомендации