Глава 5 Типология отклоняющегося поведения

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним тем не менее скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах: преступность и наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийство, проституция и др.

Даже далеко не полный их анализ позволяет лучше понять эти очень сложные элементы общественной жизни, конкретнее представить себе природу девиантного поведения в целом, а может быть, и избавиться от некоторых привычных иллюзий и мифов.

Мы рассмотрим некоторые виды и формы девиантного поведения, причем наряду с общеизвестными менее представленные в научной и учебной литературе: бродяжничество, гомосексуализм, наркотизм, самоубийство, граффити.

Творчество

Психология творчества привлекала внимание мыслителей всех эпох мировой культуры и развивалась по разным направлениям. В философии проблемами творчества занимались Платон, А. Шопенгауэр, Мен ди Биран, А. Бергсон,Н.О. Лосский (для этого направления характерно сближение с гносеологией, главная задача — познание мира в процессе художественной интуиции). Раскрытием метафизической сущности процесса творчества в религиозно-этической интуиции занимались Ксенофан, Сократ, Платон, Фома Аквинский, Августин, Шеллинг, B.C. Соловьев.

В эстетике раскрытием метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции интересовались Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Шеллинг, Бергсон, Ницше и др. Они изучали вопросы художественной интуиции в музыке, архитектуре, живописи, танцах, вопросы зарождения художественных образов, происхождения и строения художественных произведений, восприятия слушателя, зрителя.

В центре внимания истории и литературы оказались народная поэзия, мифы и народные сказки, ритм в поэзии, литературные импровизации, психология читателя и зрителя. Представители этого направления психологии творчества: Дильтей, А.А. Потебня,А.Н. Веселовский, Н.Д. Овсянников-Куликовский и др.

В психологии развивалось два направления, раскрывающие проблемы творчества: первое было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохновения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей, изобретателей (эврилогия), особенностей бессознательного творчества (во сне) и т.п.

Второе направление было связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола, суеверия и т.д. Этим занимались Ч. Ломброзо, Перти, Нордау, Барин, Тулуз, Перэ, В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж и др.

При характеристике феномена творчества, прежде всего, следует подчеркнуть давно зафиксированное в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. Для нашего исследования интерес представляет статья Ф. Батюшкова «Творчество», вошедшая в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Широкий смысл именуется в статье «прямым», узкий — «общепринятым». «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового... Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности...» (Батюшков, 1901).

Эта характеристика творчества имеет глубокий психологический смысл: личностный и процессуальный. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Во-вторых, изучение этих свойств личности указывает на важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Следует особо отметить, что творчество — самостимулирующийся процесс, который характеризует «стремление реализовать себя, дать себе через себя самого... осуществить (выполнить) себя» (Ленин, т. 29, с. 194).

Психологически удовлетворение потребности в новизне, в развитии (реализации себя) всегда опирается на особую форму проявления (демонстрации) этой новизны. «Эффект презентации» новизны, оригинальности и уникальности формируется в деятельности, поступках, поведении. И это является личностно значимой формой для человека, хотя и не всегда одобряемой со стороны окружающих и общества в целом.

Новое всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления и поэтому воспринимается как аномалия. При этом чем значительнее новое отличается от привычного, обыденного, усвоенного, тем аномальнее оно выглядит. Неудивительны поэтому бесчисленные высказывания о связи (тождестве) гениальности и безумия, о патологии творчества, об изначальной (генетической) отягощенности творческой личности и т.п., достигшие наибольшего признания среди последователей фрейдизма.

Людей всегда интересовали загадки творчества. Но лишь в научном активе XX столетия нашлось место для формирования (П. Энгельмайер) комплексной, междисциплинарной науки о творчестве — эврилогии.

Несомненно, перспективными являются исследования творчества как формы (вида, проявления) отклоняющегося поведения. Однако такое утверждение нуждается в предварительном обосновании.

Диалектика организации и дезорганизации, порядка и беспорядка (именно они наряду с самоорганизацией и самодезорганизацией и характеризуют единый мировой процесс самодвижения материи) обусловливает неравномерное их распределение в пространственно-временном континууме Вселенной. Противоречие между организацией и дезорганизацией носит объективный характер, служит необходимым условием и источником развития физических, биологических, социальных систем.

Существование любой системы (в том числе общества) есть динамическое состояние, процессирующее тождество сохранения изменения. Наиболее общим средством обеспечения динамического равновесия системы, его сохранения через изменения выступают флуктуации (можно сказать — девиантность социума), которые реализуются в конечном счете также через человеческую деятельность, через отклоняющееся поведение.

Вообще, отклонение служит, очевидно, всеобщей формой изменения, являясь одной из фундаментальных категорий диалектики (см.: Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М., 1971, с. 114—124). Понятие девиантности следует включить в теорию социального изменения, поскольку всякое изменение начинается с отклонения (Е.М. Лемент, 1967). Механизмом общественного развития выступает, прежде всего, социальное творчество (позитивная сторона отклоняющегося поведения), т.е. такая деятельность, которая не ограничивается воспроизводством известного (вещей, идей, отношений), а порождает нечто новое, оригинальное, качественно новые материальные и духовные ценности. Широкое понимание творчества как порождения нового приводит к выводу о том, что творческая деятельность человека — лишь проявление фундаментального свойства материи, лежащего в основе развития. На противоположном полюсе отклоняющегося поведения находится его «дурная» сторона — социальная патология (антиобщественные явления) как alter ego социального творчества.

И различные виды творчества, и различные виды антиобщественных проявлений — суть формы социальной активности человека. При всей их общественной неравнозначности имеется нечто общее, позволяющее уловить их единство: нестандартность, нешаблонность поступков, выход за рамки привычного, за пределы нормы, прорыв «из замкнутой скорлупы самодостаточного мира обыденного сознания».

Заметим, что даже наука, функцией которой является создание нового, творчество (нормой деятельности должны быть девиации!), в действительности развивается по своим законам и каждое новое выдающееся открытие выступает отклонением, разрушающим парадигмы науки и наталкивающимся на соответствующую реакцию (непризнание, враждебное отношение и т.п.), пока не заменит былую парадигму, само став таковой (Т. Кун, 1971). Таким образом, научное творчество может выступать как деятельность, отклоняющаяся не только от нормы нетворческого существования, но и от норм самого научного сообщества. Разумеется, то же самое относится и к любому другому виду творчества. Достаточно вспомнить восприятие новых художественных стилей, течений, направлений со стороны не только читателей, зрителей, слушателей, но и собратьев по искусству. Как правило, «с возникновением стилистических норм небольшие отклонения от них вызывают одобрение как усовершенствования, но по-настоящему оригинальные попытки создавать новое подавляются или игнорируются» (цит. по: Лук. А.Н. Научное и художественное творчество — сходство, различия, взаимодействие// Художественное творчество. Л., 1982, с. 204).

Важнейшим элементом механизма сохранения — изменения системы служит адаптация (как приспособление к среде "и «приспособление» среды). Способы адаптации совершенствуются в процессе эволюции мироздания. По мере усложнения степени организованности системы (от физических к биологическим и от них — к социальным) способы адаптации становятся все более активными, так что биологическим и социальным системам присущ уже принцип экспансии. Сверхадаптация человека осуществляется путем активного, силового изменения среды.

Совершенствование адаптационных возможностей человека и способов его существования осуществляется в ходе своеобразной селекции (отбора). Поскольку носителем социального наследования служит культура как форма жизнедеятельности людей, постольку для социальных систем объектом отбора являются способы деятельности человека. При этом отбор, как известно, выполняет две функции:

движущую (обеспечение развития) и стабилизирующую (обеспечение сохранения). Движущая форма отбора обеспечивается деятельностью, нарушающей существующие нормы (для общества — социальными отклонениями, девиантным поведением).

Социальное творчество и есть тот «ряд положительных отклонений», который обеспечивает развитие социальной системы. Реально социальное творчество осуществляется через деятельность людей, через индивидуальные творческие акты, к рассмотрению механизма которых мы и перейдем.

Побудительной силой человеческой деятельности выступают потребности, определяющие ее содержание и интенсивность. «Первичными» являются витальные (жизненные), биологические потребности. В конечном счете на их удовлетворение направлены усилия людей. Для более полного удовлетворения первичных потребностей необходимо развитие и удовлетворение вторичных (духовных) социальных потребностей, включая потребность в самом творчестве.

Нужда побуждает человека в результате предметной, коллективной, сознательной деятельности развивать производство: как производительные силы (их вещественные элементы и самое себя), так и производственные отношения. Развитие же предполагает как количественные изменения, обеспечиваемые в процессе воспроизводства, репродуктивной деятельности, так и качественные — создание нового, творчество.

Имеется определенная иерархия противоречий общественного развития, образующая иерархию причин отклоняющегося поведения. Творчество выступает попыткой, средством разрешить противоречия между универсальностью, тотальностью человеческой жизнедеятельности и ее социальной формой, существующими нормами, стандартами, эталонами; между социально сформированными потребностями людей и социально обусловленными возможностей их удовлетворения; между потенциально всеобщим характером труда и актуально ограниченным частичным трудом человека.

На уровне индивидуального поведения источником социальной активности служит несоответствие объективных свойств человека (включая его задатки, способности) требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений, в социальной структуре общества — социальная неустроенность, конфликтность, агрессивность, аутсайдерство и т.п.

Социальная неустроенность, конфликт, неудовлетворенность и т.п. порождают не только поиски выхода в творчестве, но и «выход» в насилии, вандализме, а также различные формы «ухода» (алкоголизм, наркомания, «хиппизм» и др.).

И наконец, последнее, что следует уяснить. Социальная норма, определяя исторически сложившуюся в конкретном обществе меру допустимого поведения, может либо соответствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адекватно, а то и находиться с ними в противоречии, будучи продуктом искаженного отражения объективных закономерностей. И тогда «норма» оказывается сама «анормальной»! Именно поэтому девиантное поведение может быть позитивным, ломающим устаревшие нормы и объективно способствующим прогрессу (социальное творчество), и негативным, объективно препятствующим развитию или существованию (социальная патология).

Наши рекомендации