Понятие человека в социологии

Маркс: сущность человека заключается в его деятельном начале. Труд заставляет задуматься. В основе деятельности лежит принцип целесообразности.

Социология рассматривает человека как целое, выделяя биологическую, психологическую и социологическую сущности человека.

Социализация человека

В процессе социализации человек из животного превращается в личность. В советское время считалось, что не каждый человек является личностью. Личностью необходимо стать, достигнуть определенного результата.

Социализация - процесс формирования умений, социальных установок индивидов, соответствия их социальным ролям.

Социализация - это влияние среды в целом, которое приобщает индивидуума к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных ролей.

С точки зрения Кона, слово "социология" близко слову "воспитание".

Социализация - это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенных ролей в практической деятельности.

В целом социализация происходит стихийно. На процесс социализации влияют следующие факторы:

1. семья

2. отношения равенства - включение в группы равных, т.е. друзей одного возраста

3. обучение в школе

4. СМИ

5. труд - во всех типах культуры является важнейшим фактором

6. организации

Ряд исследователей эти факторы называет аспектами.

Институты социализации:

· институт семьи

· институт образования

· институт СМИ

· институт религии

Большую роль в процессе социализации играет среда.

Возрастная обусловленность социализации

(Эриксон) 3 положения в изучении человеческого "я":

1.

2. становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, растягиваясь на весь жизненный цикл

3. каждой стадии присущи свои собственные параметры развития

Психосоциальных стадий в развитии человека (по Эрику Эриксону)

1) (1-ый год жизни) Доверие - Недоверие. Развивается параметр социального взаимоотношения, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие

2) (2-3 года) Автономия - Несамостоятельность(=>нерешительность, стыд) . Развиваются психические способности, моторика, учится ходить. Закладываются основы силы воли.

3) (4-5 лет) Возраст игры. Инициативность (предприимчивость) - Чувство вины.

4) (6-11 лет) Школьный возраст. Умелость (трудолюбие->компетентность) - Неполноценность (->синдром неудачника). Развивается способность к дедукции

5) (12-19 лет) Подросток. Эгоидентичность - Ролевое смешение. (12-14 лет) Физическое взросление опережает психологическое, физиология влияет на поведение. Формирование своего "я". Внутренний конфликт определяет поведение ребенка, его бросает из крайности в крайность(15-17 лет) Ранняя юность. Идентификация личности, путаница ролей. Ребенок сталкивается с пробуждением любви и ревности к родителям. Если ребенок не смог ответить на вопрос "кто я?", то у него появляется синдром путаницы ролей и неуверенность понимания кто он такой, к какой среде принадлежит. В нашей стране большое количество субкультур.

6) (20-25 лет) Начало зрелости. Личная жизнь - Изоляция. Конфликты среднего возраста. Период ухаживаний и ранние годы семейной жизни. Под общностью понимается не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем, не боясь потерять себя, раствориться в человеке. Эта стадия - результат социализации. Социальные условия могут облегчить или усложнить достижение близости (духовной, психологической, эмоциональной). Одиночество - не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

7) (26-65 лет) Средняя зрелость. Общечеловечность и самопоглощенность. (Продуктивность -Застой) Появляется общечеловечность - способность человека интересоваться судьбой людей, не входящих в семью и т.д. Либо у человека появляется самопоглощенность - погружение в себя.

8) (65-... лет) Поздняя зрелость, пенсионный возраст. Цельность (->мудрость) - Безнадежность. Время завершения основного вида деятельности. От того, какой был жизненный путь у человека, зависит, в каком положении он будет: цельность (семья, внуки) или безнадежность.

Проблема адаптации.

Адаптация - приспособление к изменяющейся окружающей среде обитания человека.

Сроки адаптации - от 1 до 3 лет. При благоприятных условиях адаптация должна заканчиваться к первому году пребывания в среде.

Факторы адаптированности:

· социальная среда (благопр., неблагопр.)

· субъективные факторы (личностные качества) - психологические особенности, результаты социологии

3 точки зрения:

1. Адаптация предшествует социализации

2. Социализация предшествует адаптации

3. Они рассматриваются взаимосвязанно

Наши рекомендации