Социальная типология личности
Социальная типология личности позволяет: упорядочить представления о характере, ориентациях, побудительных механизмах поведения индивида; прогнозировать динамику развития личности, выявлять ее возможности; раскрыть единство общих, особенных и индивидуальных черт личности; проанализировать те качества личности, которые обусловлены ее бытием как особого субъекта; охарактеризовать жизнедеятельность, поведение, социальные связи, внутреннюю структуру личности; сформировать критерии, признаки, показатели, отражающие сущностные черты той или иной группы людей.
В настоящее время известны различные варианты типологии личности. Имеет смысл выделить две основные тенденции в типологии личности: в рамках социально-психологической типологии людей разделяют по психологическим признакам (темперамент, характер, интеллектуальные способности и др.); в рамках социологической типологии в качестве критериев для классификации используются такие показатели, как социальное положение, образ жизни, характер и направленность интересов и др.
Социальный тип — это обобщенная целостная социальная характеристика личности.
Однако все это лишь идеализированные модели: в реальности встречаются личности, которые обладают лишь некоторыми признаками того или иного типа.
В современной социологии различаются следующие социальные типы личности.
Маргинальная личность (понятием «маргинальность» обозначаются специфические отношения между социальным субъектом и социальной общностью, отношения, противопо-ложные нормальным). Понятие «маргинальная личность» сформулировано американским социологом Робартом Парком в 1920-е гг., чтобы обозначить социально-психологические особенности иммигрантов, не адаптировавшихся к нормам и требованиям городской жизни.
Характеристики маргинальной личности в социологии: аморальность; пассивность; агрессивность.
Предпосылки маргинальности: одиночество; утрата социальных связей; бедность и безработица; социальная незащищенность; нарушение гражданских прав и свобод личности.
Авторитарная личность (подробно описана Дугласом Келлнером). В числе особенностей данного типа личности: ориентация на ценности среднего класса; неспособность критически мыслить, стремление к покорности; подозрительность, стремление «найти врага», наказать тех, кто нарушает общепринятые нормы; нетерпимость к чужим взглядам и убеждениям; суеверность и стереотипность мышления; бескомпро-миссность, доходящая до фанатизма — отношения с людьми строятся на принципах господства и подчинения, силы и слабости; жажда разрушения и цинизм; катастрофизм и эсхатологичность мировоззрения; преувеличенный интерес к сексуальным вопросам.
Кроме обозначенных выше в социологии также выделяют такие типы, как культурный идеал личности, базисная личность, нормальная личность. Культурный, идеал личности — культурно обусловленный желаемый образ идеальной личности. Базисная личность (понятие разработано Д. Кардинером и др.) не идеал личности, а комплекс черт, достаточно часто проявляющихся у членов того или иного сообщества; личность, воплощающая в себе комплекс общих типичных черт, присущих большому количеству индивидов.
Нормальной личностью обычно называют статистически среднюю личность, которая приспособилась к условиям данного общества, действующую в рамках установленных социальных правил и включенную в систему общественных отношений.
Социализация личности
Понятием «социализация» обозначают процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, являющихся неотъемлемым условием его включения в социально-культурную среду. Данный процесс идет на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации обеспечивает непрерывное производство и воспроизводство общественной жизни. В результате социализации происходит активное вовлечение индивида в деятельность различных социальных групп.
Социология разделяет две стадии социализации личности:
· адаптация, когда ребенок воспринимает окружающий его мир таким, каков он есть. Об адаптации можно говорить и в том случае, когда взрослые резко меняют условия жизни — место работы, жительства и др.;
· интериоризация сводится к усвоению социокультурных норм и ценностей, когда они становятся собственными убеждениями личности.
В результате социализации происходит: приобретение индивидом социального «Я»; он становится личностью с характерными для нее ценностями, убеждениями и т.д.;
трансляция культуры от одного поколения к другому. Таким образом, личность представляет собой результат сложного взаимодействия наследственных и социальных факторов. Неотъемлемый элемент социализации — усвоение ролей.
Социальная роль — это модель поведения, обусловленная местом личности в системе общественных или межличностных отношений.
Принятие индивидом той или иной социальной роли обычно зависит: от ожиданий окружающих по отношению к личности; статуса личности.
Некоторые социологи (Р. Минтон, Р. Дарендорф) закономерно определяют личность как продукт ролевых предписаний. Реализация личностью социальной роли обусловлена целым рядом факторов: способностями, интеллектом, особенностями строения тела, способствующими или затрудняющими выполнение ролей; тем, как определяет роль конкретной личности принявшая ее социальная группа; структурой группы, степенью ее упорядоченности; степенью идентификации индивида с группой.
В социологии с понятием социальной роли личности тесно связано понятие «социальный статус» — место или позиция личности в системе социальных отношений, определяющей роли личности. Социальный статус имеет функциональную и оценочную составляющие, которые показывают, с одной стороны, что личность может делать и что она делает, а с другой — каким образом ее действия оцениваются социальной группой и обществом в целом.
Социализация не ограничивается рамками семьи, она пролегает и через другие малые группы и социальные институты: сверстники, школа, армия, вуз и др.
Особенности социализации личности определяются характером групп, в которые она включена. Включение в группу немыслимо вне формирования определенной системы потребностей и интересов, закрепляющих принятые в данной группе способы восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях.
Таким образом, социализацию личности можно свести к усвоению ценностно-нормативных установок.
Этот механизм включает: деятельность (игровую, учебную, профессиональную); общение (взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания.
В результате функционирования данного механизма происходит формирование индивидуальности, социальная самоидентификация личности, т.е. личность начинает осмысливать свою социальную принадлежность, социальные роли, формирует самооценку.
Основными агентами социализации являются семья, ровесники, школа и др. группы.