Задачи, функции и структура социологии.
Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.
Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы.
Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе.
Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.
Соц-я как наука о социальных законом-х развития общества выполняет достаточно широкие функции. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов соц-их иссл-й, техники сбора и обработки соц-ой информации.Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития соц-я способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики пол-го и социального управления.Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей. Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально - психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избир. кампаниями и т.д.Управленческая функция. Соц-я, в особенности прикладная, напрямую связана с управ-й деятельностью. Н-р, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет опред. идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общ-ва, общественных процессов, изучает общест. мнение, образ жизни, рейтинг полит.деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.
В настоящее время в социол. литературе используются различные критерии и способы классификаций функций соц-ии. Г.П.Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую, критическую, управленческую, образовательную и организационную.А.Н.Елсуков считает, что социология выполняет 4 основные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идеологическую.
3. Понятие и разновидности социологических исследований. Программа исследования.Социологическое исследование – это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.Второй этап – сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения – записи исследователя, выписки из документов и т. д.Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, сама обработка на ЭВМ.Заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулировка выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования:1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи;2) описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении;3) аналитическое исследование – наиболее серьезный вид социологического анализа, который не только описывает элементы явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос. Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами:1) информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц;2) события фиксируются в момент их свершения;
3) регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания.
Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов. Документом в конкретном социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.Необходимым элементом социологического исследования является опрос. Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах.После окончания сбора первичной социологической информации проводятся подготовка к обработке полученных анкет и выборка анкет. Выборка – это часть генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению. Полученные данные представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления.Заключительная часть социологического исследования – это оформление результатов исследования. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предложений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он работает, или с ним заключает договор организация-заказчик, которая заинтересована в его исследовании. 1. Методологический раздел программы, или стратегический документ исследования, имеет следующие части: 1) формулировка и обоснование программы; 2) указание цели; 3) определение объекта и предмета исследования; 4) логический анализ основных используемых понятий; 5) гипотезы и основные задачи исследования. 2. Методический раздел программы, или документ, отражающий тактику исследования, включает: 1) изложение методов сбора первичной социологической информации; 2) определение поля изучения обследуемой социальной совокупности; 3) логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их обработку на ЭВМ.
Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, выводы, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений. В целом социологические исследования направлены на выявление резервов социального развития, имеющихся во всех общественных явлениях. Любое социологическое исследование прикладной ориентации начинается с выявления научной проблемы, которая связана: 1) либо с противоречиями реальной действительности (развития социальных систем, процессов и состояний); 2) либо с «белыми пятнами познания» (неизученностью тех или иных социальных явлений, событий); либо с «конфликтом интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются противоположным образом, причем каждая из научных позиций недостаточно убедительна (дискуссионна). Социальная проблема, на решение которой направлено исследование, имеет своих носителей. К ним относятся те или иные социальные группы и социальные институты. Они выступают объектом исследования. Объект – это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая определенными социальными институтами. Предмет исследования – это определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. После составления программы социологического исследования на основе его методологического раздела (стратегии) и в соответствии с методическим разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, т. е. сбор первичной информации.
4. Анализ документов как метод сбора социологической информации.Особенности применения документ.информации используется в том случае когдау исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемойреальностью. Выбор документ.инф. зависит от ее составителя. Исследователь неможет изменить форму изучаемых документов. Виды документов: 1.По формеизложения (статистические и вербальные) 2.По общей значимости (официальные,неофициальные) 3.По способу фиксации информации (письменные, графические,фонетические, видео- и кинодокументы). При анализе документов необходимообращать внимание на вид документа, форму автора, цель создания, фактическоесодержание, возможный резонанс. Плюсы метода: 1.Стабильное состояние объектаисследования 2.Получение информации не только о каких-либо фактах, но и оботношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания. 3.Информацияструктурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода:
1.Выводы исследователя строятся на основании вторичной информации, котораяможет быть искаженной. 2.Язык документа не совпадает с языком исследователя.
5. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Социологическое интервью. Социологический опрос – самый распространенный метод сбора информации. Методом опроса изучаются явления, которые не поддаются прямому наблюдению. Его основное назначение – обеспечить двусторонний поток информации между управляющими и управляемыми, получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений (например, как основная масса населения относится к международным событиям). Его основные преимущества:оперативность, массовость, экономичность, откровенность, обусловленная добровольностью участия.Виды опросов:телефонный, факсовый, почтовый личный, письменный (анкета, тест), устный (интервью), очный, заочный, сплошной, выборочный, массовый, специализированный (опрашиваются специалисты или эксперты в определенных областях).Анкетирование– письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом (анкетируемым человеком), длится не более 40 мин. Анкета– перечень предложенных вопросов, на которые необходимо односложно или развернуто ответить. В зависимости от вида составленных вопросов бывает открытой(когда есть строчка для своего варианта ответа) илизакрытой(с перечнем вариантов ответов). Вопросы подразделяют напрямые, личные и косвенные (последние повышают правдивость ответа). Опрашиваемый может сам заполнять анкету. Формы проведения– индивидуальная или групповая.Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при которой исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Метод предполагает личное общение интервьюера с опрашиваемым. Факторы, влияющие на результаты опроса:
• настроение респондента в момент опроса; • ситуация опроса (благоприятные для общения условия – хорошая погода, удобное место опроса и др.); • содержание анкеты или устного вопроса; • качество работы интервьюера (правильная речь, приятная внешность, последовательность действий).Социометрический опрос– используется для анализа взаимоотношений в коллективе и их оптимизации путем взаимовыбора по предложенным критериям. Позволяет анализировать отношения внутри коллектива или группы, изучать их проблемы (авторитет, лидеры, изгои).Условия проведения опроса:проводить в коллективах, работающих вместе не менее 6 месяцев;• исследовать группами по 10–15 человек. В конце исследования проводится разработка коррекционных мер отношений в коллективе. По результатам опроса выстраиваются социометрическая матрица (в горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают)) и социограмма (схема межличностных отношений в коллективе).Шкала приемлемости– вид анкетирования на приемлемость различных видов поведения. Используется для выяснения отношения респондентов к тем или иным социальным явлениям (разводам, проституции и др.).