Билет 1(Общество как соц.система и объект научного познания)

Билет 1(Общество как соц.система и объект научного познания)

Социология-это наука об обществе.Общество-совокупность людей,объедененных конкретными интересами,потребностями или взаимными связямии видом деятельности.но лучшее определение для социологии-исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми,их общностями и организациям ,складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

Билет 2(объект,предметсоц-ии.его задачи)

Объектом познания социологии являются социальные общности разных типов,соц.связей, соц.процессы,а так же человек как соц.явление.Предметом социологии является исследование закономерностей,тенденций,становления,развития и функционирования соц.общностей,соц.связей и процесса между личностью и соц.общностями.основные задачи социологии:разработка рекомендаций для уравненческихрешений,определение сущности соц.изменений,выявление динамики развития общества,выделение основных компонентов соц.струтурыобщества,изучениесоц.факторов.

Билет 3(соц.общности)

Под соц.общностью понимают группу людей,которыеобъеденяются благодаря исторически сложившимся устойчивым связям и отношениям между ними.Видысоц.общности:по кол-ному составу,по продолжительности сущ-ния,по плотности связей между индивидами,по базовым признакам,объеденяющихиндивидов,по структуре и способам возникновенияи функционирования.

Билет 4(соц.связи)

Соц.связи-целый комплекс осознанных и неосознанных ,устойчивых и спонтанных зависимостей одних соц.объектов от других.основными элементами соц.связей являются:соц.контакт,соц.действие,соц.взаимодзаимодействие,соц.отношения.

Билет 5(соц.процессы)

Соц.процесс-последовательная смена состояний любого соц.объекта.Виды соц.процесса:приспособление,сотрудничество,соперничество,конфликт,дезорганизация,соц.перемещения.

Билет 6(функции соц-ии)

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая,

прогностическая, идеологическая, гуманистическая, планирования.

1.Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие

закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции

служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления

социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой

информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных

напряженностей.

3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности

социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах

общественной деятельности.

4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов,

вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях

социологических процессах.

5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в

интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так

же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы

ценностей и предпочтения в обществе.

6.Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их

результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и

взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать

совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

7.Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это

может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов,

жизни отдельных регионов, стран и др.

Билет 9(структура соц-ии)

Общесоциологические теориикасаются, как правило, сущност­ных моментов развития того или иного общества и в целом историче­ского процесса. В этих теориях делаются научные обобщения и выво­ды о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.д. На данном уровне формируются теории общественной, прежде всего,, производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в раз­витии общества. Важным разделом общетеоретической социологии являются тео­рии общественных отношений, раскрывающие природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами. На. этом уровне социологического анализа выявляются сущность общест­венных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодейст­вия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов.Специальные социологические теориикасаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познава­тельный ракурс намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве та­ковых могут выступать, например, экономическая или социальная сфе­ры жизни. В качестве основных параметров специальных социологических теорий можно выделить следующие. Во-первых, исходные теоретиче­ские и методологические положения, на которых строятся данные тео­рии и которые ложатся в основу проводимых исследований. Во-вторых, система понятий, которыми оперируют специальные социоло­гические теории. В-третьих, формулируемые

Билет 10(Социологическая концепция Конта)

французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти Главные идеи своего будущего шеститомного шедевра Курс позитивной философии (Coursdephilosophiepositive, 1830-1842) Конт собирался изложить в серии лекций перед избранной аудиторией в Париже в 1826, однако после первых двух лекций его нервные силы истощились, и курс пришлось прервать.Второй главный труд его жизни, четырехтомная Система позитивной политики.По мнению Огюста Конта:Предметом социологии является общество,идентифицируемое с человечеством;общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям.Причем изучать следует как «социальную статику»(т.е. своего рода анатомию общественного организма,изучение отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику»,или пути развития общества.Социология изучает общие законы общественного бытия.

Билет 11(Биологическое направление в соц.-ии Спенсера)

английский философ и социолог, один из родоначальниковэволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеологлиберализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта.По его мнению Предмет социологии-образование,развитие,структура и фун-иисоц.группы как продукта взаимодей-иялюдей,природе которой присущи как свойства,общие всему человечеству,так и особенности,свойственные определенной расе, и индивидуальные особенности.Основной принцип: отличительные особенности частей определяют св-во целого.

Билет 12(Социологические взгляды Вебера)

немецкий социолог, историк, экономист. Старший брат Альфреда Вебера. Внёс существенный научный вклад в социальные науки, создатель «понимающей социологии» и теории социальных действий.По его мнению Предмет соц-ии-соц.поведениелюдей,понятое как «соц.действие»,т.е.имеющие субъективный смысл и ориентацию на другого.Социологией следует назать науку ,которая интерпритирует,стремится понять соц.действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности.

Билет 13(социолог. Школа Дюркгейма) французский социолог ифилософ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.Предмет социологии-соц.институты.Соц-ия изучает «соц.факты» ,рассматриваемые как «вещи».Соц-ия должна изучать соц.группы ,которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е.речь идет о коллективном сознании и соц.институтах,а так же их генезисе и функционировании.

РазвитиесоциологиивБелоруси

СтановлениесоциологиивБелорусипроисходилоподвлияниемгеографических ,социально-политичекихинационально-культурныхособенностейсоциальныхпроцессовнабеларусскихземлях .СоциологияначалапроникатьвБеларусьвхiхв. Сдвухсторон: изРоссииввидеоригинальныхпроизведенийнаевропейскихязыках. Крометого, многиепроизведениярусскихсоциологовпечаталисьвевропейскихстранахвпереводенаевропейскиеязыкиивэтомвидевозвращалисьвРоссию.А.Н. ЕлсуковвыделяеследующиеэтапыразвитиясоциологиивБел.:1)Социологическаямысльдореволюционногопериода;2)Социологическаямысльсоветскогопериода (1917-1991);3)Постсоветскийпериод.

Социальныестатусыироли.

Социальныйстатус-(отлат. Статус-положение ,состояние)определяетсякакположениеиндивидаилигруппывсоц.системе. Типысоциальныхстатусов:1)Предписание-статусы ,кот. Предписываютсяиндивидуобществомилигруппойнезависимоотегоспособностейилиусилий;2)Достигаемые-статусы,кот. Личностьдостигаетсвоимисобственнымиусилиями.Основныеэлементысоц. статуса:1)статуснаяроль-модельповедения, ориентированнаянаконкретныйсоц. статус;2)статусныйдиапазон-выбормоделиповеденияврамкахсоц. статуса;3)статусныеправа-теправа,кот. индивидполучаетприобретенияданногосоц. статуса; 4)статусныеобязанности-сприобритениемкакого-либостатусаиндивиднетольконаделяетсяновымиправами,ноиприобретаетновыеобязанности;5)Статусныйобраз-сложившеесяобщественноемнениеоповедениилюдей ,обладающихданнымстатусом;6)Статусныесимволы-внешниезнакиотличия.Социальнаяроль-этоповедение, ожидаемоеоттого,ктоимеетопределенныйсоц.статус.Социальныеролисостоятиз:ролевогоожидания (экспектация)иисполненияэтойроли (игра).Социальныеролимогутбыть:институциализированные:институтбрака,семьи(соц.ролиотца,матери,отца,сына,мужа,жены);конвенциональныепринимаютсяпосоглашению (человекможетотказатьсяпринятьих)Видысоциальныхролей:Взависимостиотобщественныхотношенийвыделяют:Соц.ролиимежличности.Основныехарактеристикисоц. ролиАмериканскийсоциологТолкоттПарсонпредложил 4 характеристики;1)помасштабу.Частьролейможетбытьсрогоограничена, другая- размыта.2)Поспособуполучения.Ролиделятсянапредписанныеидостигаемые.3)Постепениформализации.Длядеятельносиможетпротекатькаквустановленныхрамках, такипроизвольно.4)Повидаммотивации.Вкачествемотивациимогутвыступатьличнаяприбыль,общественныеблага.Основныееслементысоц.роли:Ролеваядистанция,масштабысубъективногоотделенияисполнителяотегороли;Ролеваянапряженность-ситуацияприкот. однасоц.рольпредъявляетчеловекупротеворечивыетребованияиемутрудноисполнятьэтуроль;-Ролевоеповедение-поведениеиндивидавсоответствиисзадачамиролииожиданияокружающих;Ролевойнабор-несколькосоцролей, ассоциируемыхсоднимтатусом.;Ролевыеожидания-требования,закрепленныевсистемесоц.нормипредъявляемыхкповедениюиндивидавсвязисвыполнениемтойилиинойсоц.роли.

Билет 1(Общество как соц.система и объект научного познания)

Социология-это наука об обществе.Общество-совокупность людей,объедененных конкретными интересами,потребностями или взаимными связямии видом деятельности.но лучшее определение для социологии-исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми,их общностями и организациям ,складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

Наши рекомендации