Билет 8(классификация законов соц-ии)

- по степени общности различаются: 1) общие (соц.-экономич.) - законы становления, функционирования, развития и смены обществ. формаций. Они выражают строгую причинную зависимость экономич., соц., политич. и идеология, явлений. Это, например, закон, определяющий роль способа производства в развитии об-ва закон единства производительных сил и производственных отношений и т. д.; 2) структурные - законы различн. систем (экономич., соц., политич. и др.), функционирующих в рамках данной формации. Выявить тот или иной закон данной структуры - значит найти закон существования данной системы, т. к. только структура является основой ее функционирования; 3) частные законы проявляются как рез-т совокупности различн. обстоятельств и факторов в конкретных условиях места и времени. Например, удовлетворенность или неудовлетворенность трудом, высокая или низкая степень интеграции личностью групповых норм, ценностей и т. д. По способу проявления выделяются законы: 1) динамич., определяющие направление, факторы и формы соц. изменений, фиксирующие жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях; 2) статистич. (стохастические), определяющие связь явлений и процессов соц. действительности не жестко, а с определенной степенью вероятности.Статистич. законы устанавливают тенденцию поведения данного класса объектов в целом в соответствии с общими свойствами и характеристиками объектов данного класса. Статистич. законы выражают свойства и характеристики, к-рые присущи не отдельным объектам, а всему данному классу объектов. Динамич. законы делятся на: 1) причинные, фиксирующие строго детерминированные связи генезиса соц. явлений, например роль способа производства при переходе от одной информации к другой; 2) функциональные динамич. законы, Устанавливающие эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между соц. явлениями. Разновидностями статистич. законов выступают как законы развития, так и законы функционирования. По сферам действия и познания выделяются законы: онтологические - это законы обществ.выражающие объективные потребности обществ. развития и реализующиеся посредством деятельности людей; аксиологические - законы, формирующие ценности и ценностные ориентации людей, непосредственно определяющие направление, содержание и характер соц. развития и соц. деятельности людей; гносеологические - законы отражения соц. действительности в познании, т. е. законы процесса ее познания. Также можно вычленить пять категорий соц. законов по формам связей. 1. Законы, констатирующие инвариантное сосуществование соц. или связанных с ними явлений. Согласно этим законам, если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б. 2. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры соц. объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. 3. Законы, устанавливающие функциональную зависимость, или ковариацию, между соц. явлениями, обеспечивают укрепление, сохранение той или иной соц. системы в состоянии относительной устойчивости. 4. Законы, фиксирующие причинную связь между соц. явлениями. Функциональная связь может выражать, а может и не выражать причинность. 5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между соц. явлениями.

Билет 9(структура соц-ии)

Общесоциологические теориикасаются, как правило, сущност­ных моментов развития того или иного общества и в целом историче­ского процесса. В этих теориях делаются научные обобщения и выво­ды о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.д. На данном уровне формируются теории общественной, прежде всего,, производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в раз­витии общества. Важным разделом общетеоретической социологии являются тео­рии общественных отношений, раскрывающие природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами. На. этом уровне социологического анализа выявляются сущность общест­венных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодейст­вия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов.Специальные социологические теориикасаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познава­тельный ракурс намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве та­ковых могут выступать, например, экономическая или социальная сфе­ры жизни. В качестве основных параметров специальных социологических теорий можно выделить следующие. Во-первых, исходные теоретиче­ские и методологические положения, на которых строятся данные тео­рии и которые ложатся в основу проводимых исследований. Во-вторых, система понятий, которыми оперируют специальные социоло­гические теории. В-третьих, формулируемые

Билет 10(Социологическая концепция Конта)

французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти Главные идеи своего будущего шеститомного шедевра Курс позитивной философии (Coursdephilosophiepositive, 1830-1842) Конт собирался изложить в серии лекций перед избранной аудиторией в Париже в 1826, однако после первых двух лекций его нервные силы истощились, и курс пришлось прервать.Второй главный труд его жизни, четырехтомная Система позитивной политики.По мнению Огюста Конта:Предметом социологии является общество,идентифицируемое с человечеством;общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям.Причем изучать следует как «социальную статику»(т.е. своего рода анатомию общественного организма,изучение отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику»,или пути развития общества.Социология изучает общие законы общественного бытия.

Билет 11(Биологическое направление в соц.-ии Спенсера)

английский философ и социолог, один из родоначальниковэволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеологлиберализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта.По его мнению Предмет социологии-образование,развитие,структура и фун-иисоц.группы как продукта взаимодей-иялюдей,природе которой присущи как свойства,общие всему человечеству,так и особенности,свойственные определенной расе, и индивидуальные особенности.Основной принцип: отличительные особенности частей определяют св-во целого.

Билет 12(Социологические взгляды Вебера)

немецкий социолог, историк, экономист. Старший брат Альфреда Вебера. Внёс существенный научный вклад в социальные науки, создатель «понимающей социологии» и теории социальных действий.По его мнению Предмет соц-ии-соц.поведениелюдей,понятое как «соц.действие»,т.е.имеющие субъективный смысл и ориентацию на другого.Социологией следует назать науку ,которая интерпритирует,стремится понять соц.действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности.

Билет 13(социолог. Школа Дюркгейма) французский социолог ифилософ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.Предмет социологии-соц.институты.Соц-ия изучает «соц.факты» ,рассматриваемые как «вещи».Соц-ия должна изучать соц.группы ,которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е.речь идет о коллективном сознании и соц.институтах,а так же их генезисе и функционировании.

Наши рекомендации