Возникновение социологии как специфической отрасли научного знания. Ее место в системе общественных наук.

Возникновение социологии как специфической отрасли научного знания. Ее место в системе общественных наук.

Социология как независимая отрасль научного знания стала известна относительно поздно, в 40-х гг. XIX столетия, и является относительно молодой наукой. Однако формирование и нагромождение знаний об обществе и его развитие, место и роль в нем людей началось с древних времен, опираясь на представления первобытных людей, отраженных в мифах, легендах, и героическом эпосе. Со временем на основе первобытной мифологии возникает философия, какая на начальных этапах развития включала в себя совокупность знаний о мире, охватывала элементы физики, астрономии, математики и других знаний. Выделяется отдельной отраслью философии социальная философия, включая в себя попытки объяснения общественных явлений, сущности и назначении людей. Посему конкретно социальную философию можно считать предшественницей социологии.

Однако философы древности не рассматривали общество как самостоятельное и отдельное образование, имеющее свои законы и механизмы развития. Для нихобщество и общественная жизнь считается составной частью общего космического бытия, вне зависимости от человека и его свободы. Вот почему и общество философы древнего мира рассматривали не как субъект, не как целостный социальный организм, что само по себе развивается и самосовершенствуется, а как простой объект изучения по аналогии с другими природными объектами.

С древности, на протяжении тысячелетий истории человечества доминирующей оставалась мысль об органической принадлежности человека к природному миру, о человеке как часть природы, подвластную естественным законам, об обществе как продолжение и высший продукт природы.

Дальнейшее развитие философии, выделения из нее естественных наук, не изменяя господствующей мысли о совокупности человека и общества, вносит свои коррективы в попытки их толкования и исследования. С эпохи Нового времени начинает формироваться убеждение, что общественные процессы и явления могут исследоваться с помощью методов естественных наук, что позволит преодолеть абстрактность и описательность, обеспечит получение научно достоверного, достоверно подтвержденного знания о общественном пространстве и действующую в нем человеческую личность.

Однако все попытки обеспечить научность во взглядах на общество и людей осуществлялись в рамках старой классификации наук, в которой не было местасоциологии общества как отдельному предмету исследования. Первым, кто посмотрел вставленную классификацию наук и выделил отдельную науку об обществе, считается французский ученый Огюст Конт, его и называют основателем социологии. Впервые Конт употребил выражение «социология» в 1839 году в лекции «Курс позитивной философии».

Функции социологии

Социология выполняет следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый.Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? Внормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практикусоциальных технологий,которые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.

Спенсер

Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.

Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.

Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, чторазделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.

В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.

Дюркгейм

Дюркгейм был приверженцем классического научного метода в социологии.

Основные принципы классической методологии сводятся к следующему:

· социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности,

· социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,

· метод социального исследования должен быть точным и строгим. Социальные

явления должны быть описаны количественно,

· важным критерием научности является объективность. Что означает, что

социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных

выводов.

Наиболее четко эти принципы научности Дюркгейм сформулировал в работе

«Правила социологического метода». В этой работе он излагает основные

требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать

в качестве науки:

1.Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как

вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они

материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения

причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.

2.Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться

никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают

индивиды.

3.Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над

составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов

находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть

автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или

действиям каждого индивида.

Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или социального

реализма.

Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной

организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым

характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены

рядом словно атомы — это простые общества. Простые полисегментарные общества

возникают вследствие объединения простых обществ.

Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда.

Он выделял следующие признаки болезни общества:

· аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая

моральная регуляция поведения индивида (безнравственность),

· социальное неравенство,

· неадекватное разделение труда.

Далекий от материалистического понимания причин кризиса общества Дюркгейм

видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве

моральных норм, регулирующих поведение членов общества. Можно сказать, что

концепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но не

раскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике.

Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

· Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...

  • Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
  • Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

  • Основнаяфункция - человекотворческая (гуманистическая).

· Главнаяфункция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

· Функцияпередачи социального опыта:каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативнаяфункция.

  • Информационнаяфункция
  • Знаково-символическая (семиотическая)функция

· Ценностнаяфункция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

· Специализирующаяфункция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

· Индивидуализирующаяфункция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Интегрирующая и дезинтегративнаяфункции

Основные формы культуры.

Социальная мобильность.

Возникновение социологии как специфической отрасли научного знания. Ее место в системе общественных наук.

Социология как независимая отрасль научного знания стала известна относительно поздно, в 40-х гг. XIX столетия, и является относительно молодой наукой. Однако формирование и нагромождение знаний об обществе и его развитие, место и роль в нем людей началось с древних времен, опираясь на представления первобытных людей, отраженных в мифах, легендах, и героическом эпосе. Со временем на основе первобытной мифологии возникает философия, какая на начальных этапах развития включала в себя совокупность знаний о мире, охватывала элементы физики, астрономии, математики и других знаний. Выделяется отдельной отраслью философии социальная философия, включая в себя попытки объяснения общественных явлений, сущности и назначении людей. Посему конкретно социальную философию можно считать предшественницей социологии.

Однако философы древности не рассматривали общество как самостоятельное и отдельное образование, имеющее свои законы и механизмы развития. Для нихобщество и общественная жизнь считается составной частью общего космического бытия, вне зависимости от человека и его свободы. Вот почему и общество философы древнего мира рассматривали не как субъект, не как целостный социальный организм, что само по себе развивается и самосовершенствуется, а как простой объект изучения по аналогии с другими природными объектами.

С древности, на протяжении тысячелетий истории человечества доминирующей оставалась мысль об органической принадлежности человека к природному миру, о человеке как часть природы, подвластную естественным законам, об обществе как продолжение и высший продукт природы.

Дальнейшее развитие философии, выделения из нее естественных наук, не изменяя господствующей мысли о совокупности человека и общества, вносит свои коррективы в попытки их толкования и исследования. С эпохи Нового времени начинает формироваться убеждение, что общественные процессы и явления могут исследоваться с помощью методов естественных наук, что позволит преодолеть абстрактность и описательность, обеспечит получение научно достоверного, достоверно подтвержденного знания о общественном пространстве и действующую в нем человеческую личность.

Однако все попытки обеспечить научность во взглядах на общество и людей осуществлялись в рамках старой классификации наук, в которой не было местасоциологии общества как отдельному предмету исследования. Первым, кто посмотрел вставленную классификацию наук и выделил отдельную науку об обществе, считается французский ученый Огюст Конт, его и называют основателем социологии. Впервые Конт употребил выражение «социология» в 1839 году в лекции «Курс позитивной философии».

Наши рекомендации