Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.

Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.

Основателем социологии является философ О.Конт(середина 19в). Социология – наука об обществе.

Критерии определения науки: а)объект исследования; б)предмет исследования; в)законы; г)методы исследования; д)категорийный аппарат(свой язык).

Объект соц-ии: а)общество; б)гражданское общество(наличие частной собственности и свободы – высшая ступень развития общества).

Предмет соц-ии – отношения между большими группами людей(классами, стратами) по поводу соц-го равенства и неравенства; а также соц-ые системы, элементы и условия их существования, закономерности соц-ой жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Закон – объективная связь, которая существует между явлениями.Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.Соц-ия – это наука о законах развития общества, о механизмах проявления этих законов в человеческой деятельности, об отношениях соц-ых общностей, групп по поводу соц-го равенства и неравенства, а также процессы формирования личности. Чтобы понять особенности социологии, необходимо определить оперируемые социологией методы. Для этого надо провести строгое разграничение между объектом (что иссл.) и предметом (результаты иссл.) социологии.

Основные методы исследования в социологии: наблюдение.

События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный контакт с наблюдаемым объектом: научное и житейское, включенное и не включенное, скрытое и открытое, систематическое и случайное, полевое и лабораторное.

Плюсы метода:

1.Оперативность получаемой информации

2.Относительная дешевизна.

3.Возможность использовать метод в экстремальных ситуациях.

Минусы метода:

1.Невозможность повторного исследования

2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены.

3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации, заражением состоянием изучаемого объекта.

Функции социологической науки

Функции соц-ии: 1)теоретико-познавательная(соц-ия накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соц-ых отношений и процессов); 2)критическая(с одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, развить; с другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований); 3)описательная(систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг); 4)прогностическая(выдача сц-ых прогнозов – кроткосрочных и долгосрочных);

5)практически-преобразовательная(выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния соц-го субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений); 6)идеологическая(использование действительно корректных выверенных количественных данных, фактов);7)организаторская, управленчиская(нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем);

Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований.

Понятие социальной роли.

Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет свою направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.). Поведение человека в группе людей, занятых какой-то совместной деятельностью, связано с положением его в этой группе. Каждый человек за годы своей жизни выполняет множество ролей: школьника, студента, брата, мужа, мастера и т.д. Социальная роль — это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения. Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится. Например, роль мастера может исполнять Иванов, Петров, Сидоров...Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли - дело сугубо индивидуальное. Поэтому можно говорить, что роли безличны, но ответственность за качество их выполнения всегда персональна, так как каждая роль имеет своего исполнителя. Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права. Поступая на работу, человек тем самым добровольно подчиняет себя, свое поведение функционально-ролевым предписаниям, которые вытекают из целей и структуры организации, а также из ситуации, в которой организация находится. Необходимость кем-то быть, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума. Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей. Понять личность можно лишь через раскрытие ее социальных ролей. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук…Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Бюрократия как соц. слой

Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования. Верхний слой составляет примерно 0,5 % всего российского общества. Также сюда можно включить так называемых «новых русских», которые составляю примерно 4,5 % общества.

В верхний слой входит верхушка государственной бюрократии, большая часть генералитета, крупные землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институтов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть представителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин -- меньше четверти, доля нерусских в полтора раза выше, чем в среднем по стране. В последние годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидетельствует о замыкании его в своих границах. Уровень образования -- весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Доходы этого слоя в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т. е. здесь происходит дальнейшее аккумулирование богатства. Материальное положение этого слоя не просто выше, оно качественно отличается от положения других.

30. Этническая социология ее содержание.

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды. Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Социальные функции семьи.

Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. . Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними.

Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.

Основателем социологии является философ О.Конт(середина 19в). Социология – наука об обществе.

Критерии определения науки: а)объект исследования; б)предмет исследования; в)законы; г)методы исследования; д)категорийный аппарат(свой язык).

Объект соц-ии: а)общество; б)гражданское общество(наличие частной собственности и свободы – высшая ступень развития общества).

Предмет соц-ии – отношения между большими группами людей(классами, стратами) по поводу соц-го равенства и неравенства; а также соц-ые системы, элементы и условия их существования, закономерности соц-ой жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Закон – объективная связь, которая существует между явлениями.Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.Соц-ия – это наука о законах развития общества, о механизмах проявления этих законов в человеческой деятельности, об отношениях соц-ых общностей, групп по поводу соц-го равенства и неравенства, а также процессы формирования личности. Чтобы понять особенности социологии, необходимо определить оперируемые социологией методы. Для этого надо провести строгое разграничение между объектом (что иссл.) и предметом (результаты иссл.) социологии.

Наши рекомендации