Этнический состав населения и состояние межэтнических отношений в Российской Федерации

Национальная численность населения РФ.

К началу XX века территория Российской империи достигла 22,4 млн км2. Соответственно, с увеличением территории росла и численность населения и в этот период времени составляла 128,2 млн человек. Так, по данным переписи 1897 года в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русских составляла 44,3%.

В 1926 году по переписи населения СССР выделялось около 160 этносов, в том числе 30 ч численностью населения менее 1 тысячи человек. Характерной особенностью народов СССР было сильное различие их численности. Двадцать два из них, насчитывающие более 1 млн человек каждый, составляли 96% населения всей страны.

Что касается населения современной России, он также очень богат и разнообразен. Сегодня на территории российской Федерации проживает более 130 наций и народностей. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

По данным переписи 1989 года, большинство населения составляли русские (более 80%), далее из многочисленных народностей, населяющих Россию, следует отметить следующие: татары (свыше 5 млн человек), украинцы (свыше 4 млн человек), чуваши, башкиры, белорусы, мордва и другие.

Что же касается национального состава Читинской области, то в переписи населения 1989 года было зафиксировано следующие данные (в процентах от всего населения региона): русские – 88,4%, буряты – 4,8%, украинцы – 2,8%, татары – 0,9%, белорусы – 0,7%, чуваши – 0,2%, башкиры – 0,2%, мордва – 0,1%, эвенки – около 0,1%, другие национальности – 1,9%.

Текущей статистикой было отмечено увеличение доли русских до 90,9%, бурят до 5,4%, эвенков до 0,2% и понижение доли представителей других национальностей.

Подавляющая часть представителей народов севера, в первую очередь, эвенки, проживает в Каларском, Тунгиро-Олёкминском и Тунгокоченском районах

Межнациональные отношения в современной России В современной России по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. выявлены 22 наиболее многочисленные национальности, превышающие 400 тыс. человек. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты. Лидерами по темпам прироста численности среди крупных этнических групп в России стали таджики. Их количество увеличилось с неполных 40 тыс. человек в 1989 г., 120 тыс. человек в 2002 г., до 200 тыс. человек в 2010 г. Основным фактором роста, безусловно, явилась миграция, вызванная экономическими трудностями на их родине. Значительно возросло также количество ингушей, лезгин, корейцев, кумыков, табасаранов, лакцев, балкарцев, карачаевцев, грузин. Между тем, само содержание и характер межнациональных отношений начиная с 90-х гг. XX в. по настоящее время определяют факторы, связанные с реформированием российского общества, сложностями его перехода к рыночной экономике, неудовлетворенностью социально-профессиональных и национальных групп своим материальным положением, неверием населения в возможность его улучшения. На этом фоне органы государственной власти проводят работу, направленную на поддержание в обществе межнационального согласия, с учетом интереса всех национальных групп населяющих Российскую Федерацию. Министерством регионального развития России совместно с комиссиями и комитетами Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами организована и проводится работа с общественными, национальными и религиозными объединениями, с целью учета мнения представляемых ими групп населения в процессе выработки, правовых актов, управленческих решений. Так, при их непосредственном участии подготовлены предложения о мерах по борьбе с этническим и религиозным экстремизмом, предупреждению межнациональных конфликтов, сохранению культурного, материального и нематериального наследия народов России, совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере межнациональных отношений. На уровне субъектов Российской Федерации, определены органы исполнительной власти, курирующие взаимодействие с национальными общественными и религиозными организациями, образованы совещательные консультативные органы при высших должностных лицах республик, краев и областей, объединяющие руководителей национальных общественных объединений и религиозных организаций, представителей научного сообщества. Деятельность этих органов связана с выработкой решений по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. В регионах активизировалась работа с национально-культурными обществами (НКО), Обладая высокой мобильностью, инициативностью, осуществляя повседневные контакты с представителями своих диаспор, представители НКО могут выполнять роль своеобразной "обратной связи": выявлять скрытые болевые точки и оперативно информировать правоохранительные органы и органы государственной власти о складывающихся негативных явлениях, что позволяет предупредить протестные, в том числе, силовые акции. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в обществе продолжает сохранятся высокий уровень межнациональной конфликтности. Отмечается существенный рост числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Они дестабилизируют политические процессы в обществе, ведут к нарастанию социальной напряженности и конфронтации, угрожают безопасности, как отдельных граждан, так и государства. В большей степени эти негативные тенденции проявляются в регионах, испытывающих активный приток легальных и нелегальных мигрантов. В частности, специфика складывающейся в России и регионах ситуации такова, что население видит в беженцах и переселенцах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда, на которых они сами испытывают немалые трудности. Раздражающими факторами, особенно в отношении к жителям республик Закавказья, являются и этнокультурные различия - манера вести себя в общественных местах, неуважение к обычаям, традициям местного населения. Существуют и объективные причины этой неприязни - рост преступности на местах, вызванный вынужденной миграцией, передел сфер влияния, в том числе и экономического. Серьезной угрозой межнациональных отношений в Российской Федерации остаются попытки пересмотра существующих административных границ за счет взаимных национально-территориальных притязаний. Помимо этого, по-прежнему достаточно острыми являются и проблемы, связанные с функционированием радикальных религиозных течений. Кроме того, существенную угрозу составляет конфликт правящих элит и народа в ряде республик Российской Федерации, резкое социальное и этническое неравенство. Попытки ухода из-под контроля федерального центра руководства ряда субъектов Российской Федерации. Особенно тревожит то обстоятельство, что более "взрывоопасной" становится область непосредственного межнационального общения людей. О неуважении к языку, культуре, обычаям и традициям народов как о причине межнациональной напряженности в различных регионах говорят от 10 до 30 и более процентов опрошенных. Чаще чувствуют себя "ущемленными" или "обиженными" в реализации национальных интересов кавказская группа национальностей и представители малочисленных народов Севера. С точки зрения социологии в основе этнических конфликтов лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов. Урбанизация, образование, доступность информации порождают новые потребности, складываются новые ценности и представления, в частности о самодостаточности и важности большей самостоятельности. На определенном этапе происходят изменения потенциала этнических групп, растут претензии на повышение статуса, на место во власти. Однако социально-экономические возможности растут гораздо медленнее, чем потребности людей. Пока центральная власть сильна, ситуация долгое время может оставаться стабильной, но в периоды политических кризисов, потери легитимности власти (как было в СССР в 1991 г.) назревшие противоречия выливаются в открытые конфликты. В России негативную роль сыграли несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция на рынке труда, земли и жилья перерастали в межэтнические конфликты, несправедливость административно-политической иерархии, нереализованные претензии национальных элит, неспособность политической системы разрешить имеющиеся противоречия. По типам межнациональных конфликтов можно выделить следующие: Статусные конфликты, переросшие в борьбу за независимость (национальные движения в республиках Прибалтики, на Украине, в Армении и т.д.). Статусные конфликты на почве борьбы за изменение статуса республики или его повышение (Татарстан, Казахстан, Тува). Этнотерриториалъные конфликты - территориальные споры в значительной степени возникали как следствие реабилитации репрессированных народов, которые возвращались на родину. Межгрупповые конфликты, часто связанные с дискриминационными мерами правительства или акциями национал-социалистов; затрагивают некоренное население, оставшееся на территории бывших республик СССР, в частности русское население в Прибалтике, Средней Азии. Существуют следующие формы межнациональных конфликтов: Региональные войны (Южная Осетия, Чечня и др.). Краткосрочные вооруженные столкновения (осетино-ингушское). Невооруженные конфликты (противоречия норм конституций, митинги, демонстрации). Идеологические (борьба идей; в этих конфликтах велика роль СМИ, политиков, художественной интеллигенции). Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.





Наши рекомендации