Становление социологии в ХIХ веке.
Политические революции, начавшиеся с Французской революции 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего 19 века, послужили импульсом для социологических разработок. Нужно было искать новые основы для наведения порядка в обществе. Основателем социологии считается Огюст Конт (1798-1857), позитивист. Именно он ввел термин «социология». Сначала он назвал эту науку «социальная физика». В отдельной энциклопедии наук, составленной Контом, социология является самой молодой отдельной наукой. Конт подразделял социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает взаимодействия между социальными институтами и организациями, а соц. динамика рассматривает развитие общества. Согласно законам развития общества, Конт выделял 3 стадии развития наук: теологическая (военное господство), метафизическая (феодальное господство), позитивная (промышленная цивилизация). Герберт Спенсер (1820-1903), социал-дарвинист, разделял мнение Конта о соц. статике и соц. динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет сходство с живым организмом: состоит из отдельных частей, связанных и взаимодействующих между собой. Такой подход называется органическим, или структурно-функциональным. Спенсер придерживался 3х аспектов дарвиновской теории: наследственность, изменчивость, отбор, и применял эту теорию к обществу. Карл Маркс (1818-1883) – идея материалистического понимания истории. Сформулировал теорию конфликта между классами. Они выделялись по имущественному признаку. Считал, что на каждом этапе истории экономические факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс и Энгельс – сторонники конфликтологического подхода. Льюис Козер – американский социолог. Социальное неравенство и психологическая напряженность находят выражения в конфликтах. Символический интеракционализм: человек использует символику для регулирования конфликтов. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Предложил идею коллективного сознания: в общ-ве господствует совокупность определенных идей, мыслей, убеждений, ценностей в опр. момент времени. Если какая-то часть общ-ва начинает мыслить иначе, возникает конфликт. Дюркгейм первым пытался выработать свою методологию в социологии. 6.Социология Г. Спенсера.Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог-позитивист, также считается одним из основателей современной социологической науки.Он оказал огромное влияние на возникновение и формирование европейской и, особенно, американской социологии. На его взгляды повлияло знакомство с трудами видных экономистов А.Смита и Т.Мальтуса. Высоко оценил он "Происхождение видов" Ч.Дарвина и взял на вооружение некоторые идеи последнего.Весьма серьезное влияние на мировоззрение Спенсера оказали работы О.Конта.В начале шестидесятых годов ХIХ века, Спенсер предпринял грандиозную попытку создать систему социологии, объединяющую все теоретические науки того времени. Социология у него становится всеобъемлющей наукой, включающей в себя и анропологию, и этнографию, и общую теорию исторического развития.Спенсер привнес в социологию два исходных принципа, которые оказали существенное влияние на все ее развитие: понимание общества как живого организма и идею социальной эволюции (органицизм и эволюционизм).По Спенсеру - общество не просто скопление индивидов, а реальная сущность, особый социальный организм, имеющий сходство с биологическими созданиями. Общество как и организм, растет и увеличивается в объеме, в процессе эволюции усложняется в структуре, каждая часть общества выполняет определенную функцию. Как и в живом организме, в нем дифференциация структуры и функций его отдельных частей сопровождается развитием их взаимодействия и т.д. Но Спенсер говорит и об отличиях биоорганизма от организма социального. Так составные части биоорганизма соединены неразрывно в единое целое, тогда как в обществе живые элементы более независимы.Он первым в социологии начал систематически употреблять понятия "социальная система", "социальная структура", «функция", "институт". Одним из первых он попытался разграничить понятия эволюция и прогресс.
Социология К. Маркса.
К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик капитализма - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон. формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.
Социология М. Вебера.
Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия, религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективныйНа основе своего метода В. дал интерпретацию функционирования современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве индивид проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают их индивидам,контролируют и подчиняют последних. Сами институты эволюционизируют в суперорганизацию, цели которой уже не совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.
Социология Э. Дюркгейма.
Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознании потому, что у него другое основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознании), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
Социология П. Сорокина.
Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них."Социология изучает общество с трех главных точек зрения:1) его строения и состава.2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности.3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии"Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.3. социальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей".Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.