Выборочный метод в социологическом исследовании
Составление программы и разработки рабочего плана, соответствующей анкеты еще недостаточно для проведения социологического исследования. На-до установить, кого именно опрашивать (круг респондентов). Поэтому одной из центральных является проблема построения выборки. Рассмотрим, что такое выборка, для чего она нужна, каковы методы ее построения.
Необходимость составления выборки возникает из-за того, что объектом социологических исследований являются, как правило, большие совокупности людей, дифференцированные по различным социально-демографическим при-знакам и рассредоточенным на большой территории, вследствие чего организа-ция их сплошного опроса затруднена. К тому же результаты социологических исследований показывают, что можно получить одинаковую информацию, оп-росив как 5000 человек, так и 250. Вся проблема состоит в том, как выбрать эти 250 человек из 5000.
Для ее решения следует исходить из генеральной совокупности, выбо-рочной совокупности и репрезентативности.
Генеральная совокупность –вся совокупность единиц наблюдения,имеющая отношение к данной проблеме. Она бывает ограничена территорией, временем, отраслью или профессией, функциональными рамками.
Выборочная совокупность –часть генеральной совокупности,высту-пающая в качестве непосредственного объекта изучения по разработанной ме-тодике или программе отбора.
В социологии существуют различные методы, с помощью которых мож-но отобрать необходимые единицы опроса (людей) из генеральной совокупно-сти. Но цель при этом одна: выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики генеральной, т.е. быть репрезентативной (представительной).
Выборочная совокупность считается репрезентативной, если отклонение от генеральной совокупности не превышает 5%.
Иногда исследование может быть сплошным, т.е. опрашиваются все, кто входит в объект исследования. Это можно сделать в случае необходимого объ-ема генеральной совокупности, желательно, чтобы количество опрошенных было не менее 100 человек. При сильной неоднородности генеральной сово-купности также необходимо проведение сплошного исследования.
Общий принцип выборочного исследования – демократичность, т.е. рав-новероятность попадания каждой единицы генеральной совокупности в выбо-рочную.
Выделяют следующие основные виды выборки: 1) простую случайную; 2) механическую; 3) гнездовую; 4) стратифицированную. Чем же они отлича-ются друг от друга?
Случайная выборка используется, когда имеется полная информация о генеральной совокупности. При этом применяются самые разные методы: таб-лицы «случайных чисел», отбор по датам рождения, по фамилиям, начинаю-щимся на определенные буквы, и т.д.
Механическая выборка характеризуется отбором из генеральной сово-купности каждого десятого или двадцатого человека (или с каким-то другим шагом). Наиболее точный и широко применяемый метод – отбор строго уста-новленного процента (обычно 10%) всего объекта исследования (метод квотной выборки).
Гнездовая выборка состоит в отборе некоторых статистических групп (гнезда), таких как бригады, семьи, классы, студенческие группы и т.д., кото-рые затем целиком или выборочно подвергаются обследованию.
Стратифицированная выборка отличается тем, что предварительно вся генеральная совокупность разбивается на некоторые страты (слои), а затем уже в них проводится простая случайная, или механическая выборка.
Остановимся на вопросе об объеме выборки. То, сколько человек будет охвачено обследованием, играет не последнюю роль. Объем выборки – это об-щее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность. Он прежде всего зависит: 1) от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем менее объем выборки); 2) необходимой степени точ-ности результатов; 3) числа признаков выборки.
Объем выборочной совокупности должен составлять не менее 5% объема генеральной совокупности. Желательно, чтобы количество опрошенных было не менее 100 человек. В то же время при больших объемах генеральной сово-купности выборочная совокупность может составлять и менее 5% от объема ге-неральной совокупности.
Таким образом, если возникла потребность провести социологическое ис-следование, то прежде всего необходимо тщательно к нему подготовиться. Для этого следует уяснить, что конкретно нужно узнать; обобщить то, что уже из-вестно по данному вопросу; определить то, что неизвестно, хорошо продумать всю организацию исследования.
Разработка программы и составление выборки определяют весь ход про-ведения социологического исследования и его результаты