Этапы и виды прикладного социологического исследования
Прикладное социологическое исследование направлено на получение фактического знания, которое составляет эмпирический базис социологической теории, или имеет самостоятельное конкретно-прикладное, удовлетворяя прак-тические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, ор-ганов государственного управления, средств массовой информации и т.д.).
Прикладное социологическое исследование – это деятельность, направ-ленная на получение знаний о социальном явлении, которое в данный момент находится в центре нашего внимания. В качестве изучаемого социального яв-ления могут выступать предзабастовочная ситуация на предприятии, общест-венное мнение по какому-либо вопросу и т.д.
Социологическое исследование направлено на получение новой инфор-мации. Например, нам надо узнать мнение студентов нашего университета об
организации учебного процесса. Как это сделать? Если поговорить с некоторы-ми студентами, то можно получить интересную информацию, но возникает во-прос, насколько личные точки зрения этих студентов отвечают мнению боль-шинства студентов университета.
Получить относительно точную социальную информацию мы можем при помощи конкретного социологического исследования, предполагающего, в ча-стности, опрос необходимого количества студентов по определѐнному инстру-ментарию (например, анкете). Прежде чем приступить к подобному исследова-нию, надо ответить на следующие вопросы: для чего мы будем спрашивать? о чѐм будем спрашивать, кого, где?
Социологическое исследование имеет ряд этапов Первый этап –подготовительный.Здесь необходимо разработать про-
грамму и методику социологического исследования, продумать организацию всего процесса исследования, сделать выборку (определить, кого именно будем опрашивать).
Второй этап –полевой.На этом этапе изучается мнение людей,т.е.идѐтсбор социологической информации (анкетного, интервью и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.
Третий этап –подготовка и обработка информации.Информация,полу-ченная на полевом этапе, нуждается в проверке. Просматриваются материалы на предмет полноты и качества заполнения, выбраковываются те из них, кото-рые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ.
Четвѐртый этап –анализ полученной информации и подготовка итого-вых документов. Степень анализа зависит от вида социологического исследо-вания, его целей и задач. В ходе анализа выявляются социальные связи, проти-воречия, тенденции, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования в виде:
1) информационной справки;
2) информационной записки;
3) аналитической записки;
4) отчѐта о научно-исследовательской работе.
Аналитическая записка и отчѐт должны содержать выводы и рекоменда-ции по разрешению проблемы, изучению которой было посвящено социологи-ческое исследование.
Социологические исследования делятся на три основных вида, что зави-сит от степени сложности исследования, или от глубины изучения интересую-щего нас предмета. Различают:
- пилотажное (разведывательное) исследование;
- описательное исследование;
- аналитическое исследование.
Пилотажное (разведывательное)исследование является пробным,пред-варяющим основное. Оно не требует сложной программы, в нѐм используется сжатый по объѐму инструментарий, возможен опрос небольших совокупностей.
С его помощью можно оперативно получить социологическую информацию. В этом случае не изучаются какие-либо глубинные процессы, причины их воз-никновения, а собирается информация, лежащая как бы на «поверхности».
Описательное исследование более простое.Его цель состоит в полученииданных, которые дают более или менее целостное представление об изучаемом явлении и его структурных элементах. Описательное исследование применяет-ся, когда объектом анализа выступает большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таком исследовании можно сравнить и сопоставить характеристики, интересующие исследователя, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Самое сложное из социологических исследований - аналитическое. В его основе положены глубоко продуманная программа и тщательно проверенный инструментарий (анкета, бланки интервью). В таком исследовании выясняются глубинные причины, лежащие в основе явлений.