Социологическая мысль в России во второй половине XIX - начале XX вв
В России становление социологии началось во 2ой полов XIX в., когда ускорилось соц-экон развитие страны и наметилось формирование гражданского общества. В первые десятилетия XX в. можно отметить признаки институционализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М. М. Ковалевского (1851 — 1916) — «Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической науки, контовской и дюркгеймовской линии, но присутствует и самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии. Были в России и представители псих. направл. в социологии. В 1916 г. основано Русское соц общ-во, у истоков которого стоял молодой ученый П.А.Сорокин (1889 — 1968), в будущем один из крупнейших социологов XX в. В 1918—1919 гг. при активном участии Сорокина были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Среди видных российских социологов конца XIX — начала XX в. следует отметить Н. Я. Данилевского, Л. И. Мечникова, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, Л. И. Петражицкого. Выдающимися представителями марксистского течения соц мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.
В 1920-е гг. развитие соц науки в России шло противоречиво. Сорокин в числе других видных ученых был вынужден эмигрир на Запад. Основ теоретич разработки переместились в область философ историч материализма. Но специальные и конкретные соц исследования — по проблемам труда, быта, культуры,-социальной структуры — до начала 30-х гг. проводились достаточно широко. В этот период соц наука в Россил и СССР изучала такие проблемы: методология и методика конкретных соц (С. Г. Струмилйн, А. В.Чаянов и др.); народонаселение и миграция (Б. Смулевич, Н. Анцыферов и др.); труд и быт рабочих № крестьян (А. К. Гастев, П. А. Анисимов и др.). В 1930-е гг социология получила в нашей стране идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы науки и образования.
После длительного перерыва в конце 50-х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила, хотя и ограниченные, возможности возрождения. При этом следует отметить позитивную роль секретаря ЦК КПСС, академика Л. Ф. Ильичева. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. организован в системе АН СССР Институт конкретных социальных исследований, далее переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии. Даже эти переименования одного и того же научного учреждения показывают, что первоначально социология у нас признавалась только как прикладная наука, а осознание ее теоретической значимости произошло в последние годы. С 1974 г. издается журнал «Социологические исследования», с 60-х гг. появились социологические службы на промышленных предприятиях. Стали широко проводиться исследования в области социологии труда, культуры, семьи, молодежи. Завершение институционализации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными переменами во всей общественной жизни начиная с 1987 г. Тогда были созданы Всесоюзный, затем — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.
Широкое признание получили работы современных российских социологов: Т. И. Заславской (академика РАН), Г. В. Осипова (академика РАН), Ю. Г. Волкова (проректора РГУ), В. А. Ядова, В. Н. Иванова, О. И. Шкара-тана, И. С. Кона (академика Академии педагогических наук), Р. В. Рыбкиной, Ю. А. Левады (главы ВЦИОМ), И. В. Бестужева-Лады, А. Г. Здравомыслова, Н. М. Рима-шевской (директора Института социально-экономических проблем народонаселения), Б. А. Грушина (основателя и руководителя службы «Глас народа»), А. В. Дмитриева (члена-корреспондента РАН), Д. Дандурея (гл. редактора журнала «Искусство кино») и др.
Очень важным и ценным источником социологической информации являются литературные художественные и художественно-публицистические произведения (к примеру, так же как и для науки этики). Среди наиболее интересных произведений для российской социологической науки следует отметить письмо М. В. Ломоносова графу И. И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» (1761);уникальную книгу А. П. Чехова «Остров Сахалин» (1891 — 1895), в которой великий русский писатель исследовал все тогдашние слои населения на острове, специфику пенитенциарной системы в России, уровень и причины преступности и за семь лет до первой переписи населения в России по самостоятельно разработанным анкетам и оп^ росным листам провел перепись населения Сахалина, рассматривая его как модель российского общества.
Особое место в ряду значимых для социологов публицистических произведений занимает эпохальный труд А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (1973). Третья часть этого произведения «Истребительно-трудовые» — пример объективного анализа социальной структуры и стратификации советского общества 30-х — 50-х гг. в их преломлении через призму государственной карательной системы.
Также следует отметить книгу М. С. Восленского «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза»
(1980).
Примером яркого этносоциологического исследования является труд выдающегося современного русского писателя В. И. Белова «Лад. Очерки о народной эстетике» (1982), где описаны образ и уклад жизни, традиции, нормы и ценности, обычаи и этикет крестьян русского Севера.