Социологическая мысль в России во второй половине XIX - начале XX вв

В России становление социологии началось во 2ой полов XIX в., когда ускорилось соц-экон развитие страны и наметилось формирование граждан­ского общества. В первые десятилетия XX в. можно отме­тить признаки институционализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М. М. Ковалевского (1851 — 1916) — «Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической науки, контовской и дюркгеймовской линии, но присутствует и самостоятель­ный подход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии. Были в России и представители псих. направл. в социологии. В 1916 г. основано Русское соц общ-во, у истоков которого стоял молодой ученый П.А.Сорокин (1889 — 1968), в буду­щем один из крупнейших социологов XX в. В 1918—1919 гг. при активном участии Сорокина были созданы кафедры со­циологии в Петроградском и Ярославском университетах. Среди видных российских социологов конца XIX — нача­ла XX в. следует отметить Н. Я. Данилевского, Л. И. Мечникова, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, Л. И. Петражицкого. Выдающимися представителями марксистского течения соц мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ле­нин.

В 1920-е гг. развитие соц науки в России шло противоречиво. Сорокин в числе других видных ученых был вынужден эмигрир на Запад. Основ теоретич разработки переместились в об­ласть философ историч материализма. Но специальные и конкретные соц исследования — по проблемам труда, быта, культуры,-социальной структуры — до начала 30-х гг. проводились достаточно широко. В этот период соц наука в Россил и СССР изучала такие проблемы: методология и методика конкретных соц (С. Г. Струмилйн, А. В.Чаянов и др.); народонаселе­ние и миграция (Б. Смулевич, Н. Анцыферов и др.); труд и быт рабочих № крестьян (А. К. Гастев, П. А. Анисимов и др.). В 1930-е гг социология получила в нашей стране идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лжена­ук» и надолго была исключена из системы науки и образо­вания.

После длительного перерыва в конце 50-х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила, хотя и ограниченные, возможно­сти возрождения. При этом следует отметить позитивную роль секретаря ЦК КПСС, академика Л. Ф. Ильичева. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоци­ация. В 1969 г. организован в системе АН СССР Институт конкретных социальных исследований, далее переимено­ванный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии. Даже эти переименования одного и того же научного учреждения показывают, что первоначаль­но социология у нас признавалась только как прикладная наука, а осознание ее теоретической значимости произошло в последние годы. С 1974 г. издается журнал «Социологиче­ские исследования», с 60-х гг. появились социологические службы на промышленных предприятиях. Стали широко проводиться исследования в области социологии труда, культуры, семьи, молодежи. Завершение институционализации социологии в нашей стране и мощный импульс даль­нейшего развития этой науки связаны с кардинальными переменами во всей общественной жизни начиная с 1987 г. Тогда были созданы Всесоюзный, затем — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а так­же ряд независимых социологических служб. Опросы на­селения по самым разным вопросам, практическое исполь­зование социологической информации стали обычным явлением. Социология вошла в структуру высшего образо­вания. Открылись широкие возможности контактов и ин­теграции с мировой социологической наукой.

Широкое признание получили работы современных российских социологов: Т. И. Заславской (академика РАН), Г. В. Осипова (академика РАН), Ю. Г. Волкова (про­ректора РГУ), В. А. Ядова, В. Н. Иванова, О. И. Шкара-тана, И. С. Кона (академика Академии педагогических наук), Р. В. Рыбкиной, Ю. А. Левады (главы ВЦИОМ), И. В. Бестужева-Лады, А. Г. Здравомыслова, Н. М. Рима-шевской (директора Института социально-экономических проблем народонаселения), Б. А. Грушина (основателя и руководителя службы «Глас народа»), А. В. Дмитриева (члена-корреспондента РАН), Д. Дандурея (гл. редактора журнала «Искусство кино») и др.

Очень важным и ценным источником социологической информации являются литературные художественные и ху­дожественно-публицистические произведения (к примеру, так же как и для науки этики). Среди наиболее интересных произведений для российской социологической науки сле­дует отметить письмо М. В. Ломоносова графу И. И. Шу­валову «О сохранении и размножении российского народа» (1761);уникальную книгу А. П. Чехова «Остров Сахалин» (1891 — 1895), в которой великий русский писатель иссле­довал все тогдашние слои населения на острове, специфи­ку пенитенциарной системы в России, уровень и причины преступности и за семь лет до первой переписи населения в России по самостоятельно разработанным анкетам и оп^ росным листам провел перепись населения Сахалина, рас­сматривая его как модель российского общества.

Особое место в ряду значимых для социологов публици­стических произведений занимает эпохальный труд А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (1973). Третья часть этого произведения «Истребительно-трудовые» — пример объективного анализа социальной структуры и стратификации советского общества 30-х — 50-х гг. в их пре­ломлении через призму государственной карательной сис­темы.

Также следует отметить книгу М. С. Восленского «Но­менклатура. Господствующий класс Советского Союза»

(1980).

Примером яркого этносоциологического исследования является труд выдающегося современного русского писате­ля В. И. Белова «Лад. Очерки о народной эстетике» (1982), где описаны образ и уклад жизни, традиции, нормы и цен­ности, обычаи и этикет крестьян русского Севера.


Наши рекомендации